CBR – Программа общественно-обоснованной реабилитации
CBR (программа общественно-обоснованной реабилитации) — это стратегия улучшения качества жизни людей с инвалидностью, через изменение работы различных служб помощи, для того чтобы максимально удовлетворить их потребности, обеспечить им равные со всеми возможности и защитить их права.
Основная цель — создание условий для реабилитации и реализации прав детей и молодёжи с ограничениями жизнедеятельности, находящихся в кризисной ситуации, их родителям, оказание комплексной систематической помощи на всех этапах развития личности, путём внедрения и развития модели общественно обоснованной программы реабилитации
Программа общественно-обоснованной реабилитации (CBR) использует термин «Функциональные ограничения»
Что такое функциональные ограничения?
Человек совсем не может или может с трудом:
В сфере передвижения:
- поддерживать и менять позу
- совершать движения, необходимые для самообслуживания
- совершать движения, необходимые для ведущего вида деятельности
- передвигаться по квартире, подъезду, улице
В сфере коммуникации:
- инициировать общение
- получать и понимать сообщения
- подготавливать ответные сообщения
- передать ответное сообщение (альтернативные средства коммуникации)
В сфере познания:
- получать, запоминать и перерабатывать информацию (каналы получения информации, способы запоминания, возможность самостоятельного приобретения знаний и т.д.)
В повседневной жизни:
- самостоятельно приобретать, приготавливать, принимать пищу, осуществлять личную гигиену
- самостоятельно одеваться и раздеваться, стирать и гладить одежду
- самостоятельно поддерживать порядок в квартире
- самостоятельно выходить на прогулки
Ограничения во взаимодействии, общественной и профессиональной жизни:
- отсутствие других людей, с которыми можно общаться
- препятствия для посещения детского сада, школы, других общественных учреждений
- препятствия для профессиональной деятельности
Что такое функциональные способности?
Это общие умения и навыки:
- Общаться и взаимодействовать с другими людьми
- Получать знания об окружающем мире
- Передвигаться
- Обслуживать себя
При функциональной реабилитации помощь осуществляется по следующим направлениям:
- нормализация жизни ребенка
- максимально возможное развитие способностей ребенка и его функциональных навыков
- приспособление окружающей среды к потребностям ребенка (дом, учебное заведение, общественные здания, транспорт, улицы и пр.)
- обучение окружающих людей
В программе CBR не борются с нарушением человека
Помощь осуществляется по трем направлениям:
- развитие функциональных способностей человека, имеющего ограничения
- приспособление окружающей среды
- обучение окружающих людей для предотвращения появления ограничений
Конечная цель программы CBR состоит в том, чтобы люди с функциональными ограничениями:
- могли жить дома
- могли функционировать в повседневной жизни
- могли учиться в обычной школе или дошкольном учреждении,
- работать и зарабатывать
- были включены в систему социальных отношений и активно в ней участвовали
- были счастливыми и независимыми
Принципы и подходы программы:
- Целостность
- Неспецифичность
- Личностно — ориентированность
- Семейно – ориентированность, партнерство с родителями
- Использование естественной среды
- Мультисистемность
- Включение
Развитие альтернативной системы реабилитации силами местного сообщества (стратегия)
Местное сообщество:
- Семья
- Соседи
- Педагоги
- Каждый человек общества
CBR — это стратегия повышения качества жизни людей с ограничениями жизнедеятельности.
Оно достигается путем:
- улучшения работы социальных служб
- обеспечения доступности социальных служб
- предоставления таким людям равных с другими членами общества возможностей защиты их прав и свобод
Программа общественно-обоснованной реабилитации проводится не в специальных центрах или больницах, а по месту жительства человека, имеющего ограничения, — дома, на улице, в магазине, там, где он учится или работает. Она основана на обучении людей с ограничениями жизнедеятельности и на их интеграции/включении в жизнь общество.
Девиз программы CBR , провозглашенный самими людьми с ограниченными возможностями здоровья — «Ничего для нас без нас!»
Материалы CBR
Пакеты «Руководство»
Пакет «Руководство для людей с ограничениями жизнедеятельности» | Скачать |
Пакет «Руководство для членов семьи ребенка с ограничениями» | Скачать |
Пакет «Руководство для педагогов» | Скачать |
Пакет «Руководство для Местного реабилитационного комитета» | Скачать |
Пакет «Руководство для Координаторов» | Скачать |
«Обучение в обществе для людей с умственными и физическими ограничениями» | Скачать |
№1 – 3
Пакеты для членов семьи человека с нарушением зрения
№4 – 7
Пакеты для членов семьи человека с нарушением слуха или речи
4. C нарушением слуха и речи | Скачать |
5. C нарушением слуха и речи | Скачать |
6. C нарушением слуха и речи | Скачать |
7. C нарушением слуха и речи | Скачать |
№8 – 16
Пакеты для членов семьи человека с нарушением движений
8. C нарушением движений | Скачать |
9. C нарушением движений | Скачать |
10. C нарушением движений | Скачать |
11. C нарушением движений | Скачать |
12. C нарушением движений | Скачать |
13. C нарушением движений | Скачать |
14. C нарушением движений | Скачать |
15. C нарушением движений | Скачать |
16. C нарушением движений | Скачать |
№17-18
Пакеты для членов семьи человека, который не чувствует свои руки или ноги
17. Человек, который не чувствует свои руки или ноги | Скачать |
18. Человек, который не чувствует свои руки или ноги | Скачать |
№19-20
Пакеты для членов семьи человека со странностями в поведении
№21
Пакет для членов семьи человека, у которого бывают судорожные припадки
21. Человек, у которого бывают судорожные припадки | Скачать |
№22-24
Пакеты для членов семьи человека с трудностями в обучении
22. С трудностями в обучении | Скачать |
23. С трудностями в обучении | Скачать |
24. С трудностями в обучении | Скачать |
№25-30
Пакеты для членов семьи человека с ограничениями
25. Грудное вскармливание | Скачать |
26. Игра | Скачать |
27. Школьное обучение | Скачать |
28. Социальная активность | Скачать |
29. Домашние обязанности | Скачать |
30. Трудоустройство | Скачать |
Русская версия «Обучение в обществе для людей с умственными и физическими ограничениями» издана при поддержке Восточно-Европейского Комитета (Швеция).
Перевод – ОО «Белорусская ассоциация помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам» при участии Санкт-Петербургского института раннего вмешательства.