Учебно-методический комплекс online – школы Social Skills
Гід па жыцці/ОО “БелАПДИиМИ” является уникальной площадкой, так в 2020-2021году в рамках проекта «Искусство за инклюзию людей с инвалидностью» впервые освоили и успешно апробировали дистанционный формат работы с людьми с интеллектуальными нарушениями, разработали программу и готовы мультиплицировать ее в организации, которые оказывают услуги людям с инвалидностью.
Программа представляет собой серию тематических вебинаров. Каждый вебинар – это интерактивное занятие, с упражнениями, аудио, видео материалами, презентациями, домашними заданиями. Вся информация представлена в доступной форме для людей с интеллектуальными нарушениями. На основе данной программы был разработан комплекс и обучены специалисты социальной сферы из 10 организаций (23 человека).
Учебно-методический комплекс представляет собой пособие, состоящее из 5 брошюр: рекомендации для специалистов, словарь терминов на ясном языке, конспекты занятий по темам: «Я и моя безопасность», «Я и Ты. Коммуникация», «Я и мое окружение».
Упражнения, видео и аудио материалы представлены в пособии в виде QR-кодов с отсылкой на наш сайт и YouTube-канал.
Данный комплекс УМК – это уникальный цикл онлайн-занятий для людей с интеллектуальными нарушениями по формированию социальных компетенций и гибких навыков, необходимых для самостоятельной жизни. Это инновационный инструмент, позволяющий организовать дистанционную форму обслуживания людей с инвалидностью.
За 2021 год специалисты Гід па жыцці/ОО “БелАПДИиМИ” организовали 60 тестовых онлайн-вебинаров для молодых людей с инвалидностью, проживающих в Минске, Гомеле, Молодечно, Витебске, Бресте, Смолевичах, Минском районе, Мозыре, Жлобине, Воложине, Бобруйске. В вебинарах приняло участие 87 молодых людей с инвалидностью. По итогам опросов были получены исключительно положительные отзывы и эффективные результаты, как от людей с инвалидностью, так и от специалистов, которые выразили готовность развивать данный формат у себя на местах.
По итогам межведомственной экспертизы проекта «Искусство за инклюзию людей с инвалидностью», разработанная нашей организацией уникальная модель онлайн обучения признана эффективной и рекомендована к мультипликации государственным социальным центрам.
Ранее в Беларуси не проводилось онлайн обучение людей с интеллектуальными нарушениями и не рассматривались темы, предложенной нами программы.
Программа тренинговых занятий
по обучению и формированию социальных навыков
у людей с интеллектуальными нарушениями.
1 блок тренинговых онлайн – занятий “Я и ты. Коммуникация
- Вводное занятие «Общение с успехом. Знакомство с позитивом».
- Что такое онлайн – школа и что такое тренинг. Что такое социальные навыки и для чего они нужны? Что такое коммуникация? Успешное общение: основные правила. Онлайн – игры на знакомство и сплочение команды участников. Совместное создание чата в мессенджерах для участников тренинга.
- «Шаг за шагом: представление себя в обществе. Неконфликтные отношения. Этикет во время знакомства парня и девушки. Субординация».
- «Диалог разнообразия: взаимодействие с противоположным полом. Дружба. Любовь. Секс».
- «Управлять собой – сотрудничать с другими. Взаимодействие с коллективом в Центре, друзьями или на работе. Личные границы».
- «Общение в социальных сетях. Профилактика попадания в неприятные ситуации в интернете».
- «Лидерство. Кто такой лидер? Как стать лидером в своем коллективе?». Викторина на повторение.
В данном блоке тренинговых онлайн – занятий даются знания о том, что такое социальные навыки, для чего они нужны; что такое тренинг, как заниматься онлайн и пользоваться интернетом и компьютером. Предлагаются упражнения и игры, направленные на позитивное знакомство, создание атмосферы доверия и ощущения безопасности, снятие напряжения и агрессивного настроения. В доступной форме преподносятся знания о правилах успешного общения, способах разрешения конфликтных ситуаций, этикете взаимоотношений между парнями и девушками, субординации в отношении между сверстниками, взрослыми, коллегами. В процессе занятий формируются практические навыки управления эмоциями, отстаивания своих личных границ и не нарушения личных границ других людей, лидерские качества, правила безопасного и этичного общения в социальных сетях.
2 блок тренинговых онлайн – занятий “Я и моё окружение”
- Вводное занятие. Права и обязанности человека. Личные и банковские документы. Как не попасть в неприятную ситуацию с личными и банковскими документами в различных организациях?
- Трудоустройство. Этикет общения с трудовым коллективом.
- Безопасность дома и в интернете. Безопасное обращение с лекарствами и бытовыми химическими веществами.
- Безопасность на улице. Дорожное движение и общественный транспорт. Взаимодействие с незнакомцами, мошенниками и агрессивно настроенными людьми на улице.
- Службы и люди, к которым можно обратиться за помощью в различных жизненных ситуациях. Самоадвокатирование.
- Закрепление пройденного материала. Ситуации – ловушки. Викторина.
В данном блоке тренинговых онлайн – занятий в доступной форме даются знания о правах и обязанностях людей с инвалидностью, безопасных манипуляциях с личными и банковскими документами, трудоустройстве, трудовой дисциплине и этикете общения на работе, представлении себя в различных учреждениях и организациях. Участникам занятий предлагаются практические упражнения по развитию навыков самоадвокатирования в мини-группах. Дополнительно изучаются отдельные статьи Конвенции ООН о правах людей с инвалидностью, трудового Кодекса, Конституции Республики Беларусь, основные льготы людей с инвалидностью.
Кроме того, на занятиях подробно рассматриваются и практически отрабатываются следующие вопросы:
· Как не попасть в неприятную ситуацию с личными и банковскими документами в различных организациях?
· Что такое интернет – безопасность? Как обезопасить себя в сети интернет?
· Куда человек с инвалидностью может обратиться за помощью в трудоустройстве?
· Какие документы необходимы для трудоустройства?
· Что такое МРЭК и как получить трудовые рекомендации?
· Профессии, доступные для людей с инвалидностью.
· Что такое трудовая дисциплина и дресс-код?
· Как предотвратить и что делать в ситуации кражи и вторжения в дом незнакомых людей?
· Что делать, если Вы стали жертвой мошенников в интернете и на улице?
· Правила дорожного движения.
· Безопасность на улице и соблюдение законов.
· Что делать во время пожара и утечки газа, если разбился градусник, образовалось задымление в помещении, при получении травм, ожогов, отравлений и т.д.?
· Службы, которые могут помочь людям с инвалидностью в различных ситуациях.
· Горячие линии и телефоны доверия в экстренных ситуациях.
В процессе занятий формируются практические навыки написания резюме, поиска доступной работы, взаимодействия с окружающими людьми, безопасного поведения дома, на улице и в общественном транспорте, отрабатываются безопасные маршруты движения от дома к социальному центру.
Участникам занятий предлагается самостоятельно находить в сети интернет полезные телефоны учреждений и организаций, необходимых в самостоятельной жизни (администрация района, поликлиника, территориальный центр, служба 115, ЗАГС, отдел по гражданству и миграции и т.д.)
В качестве домашних заданий предлагается самостоятельно или с помощью специалистов изучить нормативные законодательные акты (например, некоторые молодые люди изучали более углубленно Конвенцию ООН о правах людей с инвалидностью и рассказывали в формате «равный обучает равного» другим участникам тренингов об основных статьях Конвенции).
3 блок тренинговых онлайн – занятий «Я и моя безопасность»
- Вводное занятие. «Что такое насилие и почему нужно говорить о насили? Насилие и моя безопасность».
- «Кто является насильником и жертвой насилия. Ответственность за совершение насилия. Что такое домашнее насилие?».
- Что такое физическое и психологическое насилие и как обезопасить себя от физического и психологического насилия? Что делать в ситуации физического и психологического насилия?
- Экономическое насилие и личная безопасность. Что делать в ситуации экономического насилия и пренебрежения над человеком?
- Сексуальное насилие и личная безопасность. Что делать в ситуации сексуального насилия? Какие части тела являются интимными, что такое сексуальные отношения?
- Закрепление пройденного материала. Викторина на повторение. В какие организации обращаться в случае насилия?
В данном блоке тренинговых онлайн – занятий рассматриваются вопросы, что такое насилие и какие виды насилия бывают, какие организации оказывают помощь в ситуации насилия, как обезопасить себя от насильственных действий, почему важно говорить о насилии, ответственность за совершение насильственных действий. В процессе занятий формируются практические навыки распознавания ситуаций насилия и способов реагирования на них, а также навыки позитивной коммуникации. После каждого тренингового онлайн – занятия обязательно проводятся индивидуальные консультации.
В УМК предложены:
3 подробных плана-конспекта тренинговых онлайн – занятий (по 1 занятию из каждого блока)
15 кратких планов-конспектов,
презентации и приложения к занятиям,
словарь основных понятий на ясном языке.