Рабочая встреча
Министерство образования провело рабочую встречу с главой ведомства Андреем Иванцом и представителями общественных объединений инвалидов – «БелТИЗ», «БелОИ», «РАИК», «БелАПДИМИ» и др. Также на мероприятии присутствовали родители ребят с особенностями психофизического развития, представители Министерства здравоохранения, Министерства труда и социальной защиты. Какие вопросы обсуждались – в материале «Вместе!»
– Сегодня особое внимание уделяется учреждениям, где учатся ребята с особенностями психофизического развития. Министерство образования тщательно проводит работу, в том числе и по изменению структуры ведомства, с тем, чтобы инклюзивные вопросы находились в поле зрения министерства. К сожалению, количество «особенных» ребят растет. Чтобы решать проблемные вопросы, подключен весь наш потенциал, занимающийся как ресурсным обеспечением, так и кадровым. Это в том числе Академия последипломного образования, БГПУ им. Танка, Институт инклюзивного образования, – отметил министр образования Андрей Иванец.
Первой среди представителей общественных объединений взяла слово заместитель председателя Белорусского общества глухих Татьяна Шейман. На повестке дня – подготовка и переобучение переводчиков жестового языка на первой ступени высшего образования.
– В этом году в белорусских ВУЗах планируется начать подготовку сурдопереводчиков, но в идеале было бы открыть на базе лингвистического университета кафедру белорусского жестового языка. Для этого необходим сильный преподавательский состав, и у нас есть достойные кандидатуры. Такое нововведение, на наш взгляд, закрыло бы многие вопросы: это и курсы повышения квалификации переводчиков и учителей, и аттестация, и много чего еще, – выступила от лица общественного объединения спикер.
– Все верно, с сентября этого года мы начинаем готовить переводчиков жестового языка. Ими станут выпускники лингвогуманитерного колледжа. Создание кафедры мы обсудим на отдельной встрече. Нужно понять, она станет ресурсом для осуществления преподавательской деятельности или проведения научно-исследовательских работ, – ответил Андрей Иванец.
Среди тем, которые Татьяна Шейман поднимала на встрече – создание учебно-методических комплексов и внесение изменений в название учебных программ по изучению белорусского жестового языка. Она отметила, что с 6 января этого года вступил в силу закон о правах инвалидов и их социальной интеграции. В документе уже есть формулировка, что белорусский жестовый язык – полноценная лингвистическая система.
– Я остановлюсь на нескольких ключевых моментах. Первый — реабилитационная работа с «особенными» ребятами, которые оканчивают наши школы. Многие из них не до конца овладели навыками пользования тростью, адаптивными инструментами и технологиями. Мы пересмотрели школьные методы и пришли к выводу, что на 90% они хороши, но нужно добавить современные элементы, чтобы педагоги смогли обучить учеников пользоваться техсредствами. Мы в свое время предлагали, чтобы слабовидящие и незрячие дети проходили тестирование, благодаря которому можно понять, освоил ребенок коррекционную программу, или нет. Вероятно, и сейчас это не было бы лишним, – отметила начальник организационного отдела Белорусского товарищества инвалидов по зрению Ирина Сухотская.
По ее словам, доступная среда активно развивается в стране и уже достигла прогресса в отношении инвалидов по зрению. На улицах населенных пунктов лежит направляющая тактильная плитка, установлены речевые информаторы и таблички со шрифтом Брайля. Но этими инструментами людей еще нужно научить пользоваться. Соответственно, индивидуальная мобильность у ребят на очень низком уровне. Когда они взрослеют, нуждаются в помощи сопровождающего, хотя при должном подходе могли бы справиться самостоятельно, пользуясь, например, адаптивными мобильными приложениями, которые помогают адаптироваться в пространстве и определить номинал купюр.
Министр образования пообещал посетить школу для детей с нарушениями зрения, чтобы оценить обстановку и принять соответствующие меры, если таковые понадобятся.
– Эту проблему решил бы ресурсный центр, специалисты которого оказывали бы консультационную помощь, отслеживали все современные технологии в сфере образования и реабилитации, – добавила Ирина Сухотская.
– Хотелось бы коснуться и элементов доступной среды в ВУЗах. Словосочетание красивое, но, если говорить по сути, таким элементом может служить желтая полоса на лестнице, а этого недостаточно, – продолжил председатель Республиканской ассоциации инвалидов-колясочников Евгений Шевко.
По словам Андрея Иванца, министерство образования определит наиболее востребованные среди людей с инвалидностью ВУЗы, проведёт мониторинг и мероприятия по созданию доступной среды в учреждениях высшего образования.
Евгений Шевко также поинтересовался наличием специальных автобусов для «особенных» школьников в сельской местности. Обычные автобусы ребятам с инвалидностью попросту недоступны. По словам министра образования, для организации перевозки учеников с нарушениями опорно-двигательного аппарата в этом году закупят 72 транспортных средства, оборудованных специальными подъемными устройствами.
О создании ресурсного центра на встрече говорила и председатель Белорусской ассоциации помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам Елена Титова:
– Говоря о решениях для инвалидов, мы в 90% случаев касаемся финансирования. Но если мы сейчас не учтем потребности разных категорий граждан, то в будущем понадобится еще больше денег, чтобы, например, сделать в местах общепита специализированные места или закупить средства реабилитации и гаджеты. Да, возможно, в Минске уже сейчас созданы подходящие условия, но, допустим, в Чаусах нет. Более того, местные жители могут даже не знать о них: у родителей детей с ограничениями, кроме заботы о сыновьях и дочерях, есть работа и хозяйство, так что им попросту не хватает времени должным образом заниматься ими. В этом плане ресурсный центр просто необходим. Он решил бы многие вопросы, – отметила руководитель общественной организации.
Среди прочего, на встрече поднимались вопросы обучения детей с синдромом Дауна, заболеваниями аутистического спектра и других нарушений. Андрей Иванец прокомментировал все вопросы и пообещал разобраться в наиболее проблемных из них.
Каролина Губаревич
Фото автора