Цвет сайта
Изображения
Расстояние между буквами
Шрифт

От проблемы к навыкам

фотоПоделиться своим опытом с белорусскими родителями и специалистами, по приглашению ОО«БелАПДИиМИ», приехали преподаватели одного из крупнейших высших учебных заведений Нидерландов ( университета прикладных наук Fontys) Йан Шрурс и Джозеф Кинхуис.

7 и 8 мая 2015 г. мая на базе Бра-центра «Открытые двери» ОО «БелАПДИиМИ»  Йан  и Джозеф провели  семинары-тренинги  для родителей и специалистов “Поддержка семей, в которых проживают молодые люди с ограниченными возможностями».

7 мая состоялся семинар для родителей, участие в котором  приняли   17 мам  из МГО ОО «БелАПДИиМИ».

 Каждый родитель старается дать своему ребенку самое лучшее. А если ребенок с ограниченными возможностями, то задача родителей «дать самое лучшее» обретает утроенную силу. Родительская забота, отличный уход, всевозможная помощь… и также животрепещущие вопросы воспитания. Многие вопросы, как себя вести в той или иной ситуации, как реагировать на то или иное поведение, как выйти из той или иной проблемной ситуации, решает родитель повседневно. И в этот момент мамам и папам важно мнение специалистов. «Правильно ли я повел себя, как родитель?»

 От проблемы к навыкам

Так начали свой семинар голландские специалисты Ян и Джозеф. Родители сформулировали и задали интересующие их вопросы. Вот программа семинара, которую запланировали сами родители.

  • Как сообщить человеку с инвалидностью, что у него есть ограничения, если в семье не делается акцент на этом.
  • Как наладить жизнь людей с синдромом недостатка концентрации внимания (с гиперактивностью) или с другим проблемным поведением.
  • Сексуальная образованность и поведение молодых людей с ограниченными возможностями.

С чего начинается подход к решению любой проблемы? Не концентрироваться на самой проблеме. А собрать все положительные и жизненно важные качества этого человека. И на этом строить свой план решения проблемы. Результатом этого решения: у человека должен выработаться навык или умение, как справляться с трудной, незнакомой ситуацией. Для родителей очень подробно были изложены характерные приемы, подходы в каждой конкретной ситуации. Основная стратегия их подхода: двигаться маленькими шагами. В конкретной ситуации молодой человек получает от родителя доступное для него задание. Выполняя его, получает вознаграждение, поощрение. И от одного задания к другому, успешно формируется необходимый навык. Как оказалось на практике, многие  родители так и поступали в повседневной жизни, не зная, что их действия истинны. Для других, были полезны конкретные практические советы: «Что сделать?», «Как сказать?», «С кем и о чем поговорить?». Как оказалось, все просто, но требуется время и желание истинно помочь человеку научиться справляться с проблемой.

Превратить особенность развития – в положительное качество

 Так молодые люди с синдромом недостатка концентрации внимания, могут быть и должны быть успешными, если:

  1. Они получат особую понятную для себя инструкцию для действий.
  2. Для них понятно правило, почему им следует сидеть в уголке без раздражителей.
  3. Для них понятен способ взаимодействия, понятно то или иное поведение окружающих.
  4. Они знают, что будет происходить по его плану.
  5. Задания короткие и четкие.
  6. В расписании есть время для разрядки и активного поведения.
  7. Принимают лекарства для усиления концентрации внимания.

И как оказалось, все эти задачи по организации их успешной деятельности выполняет и родитель, и специалист одновременно.

Удивительно, что перечисленные выше условия подходят для людей с проблемами в поведении.

Среди родителей была мама, которая поделилась опытом решения конкретной проблемной ситуации с ее ребенком в школе. И коллеги из Голландии были приятно удивлены успешной стратегией.

Надежда

Надежда о создании семьи должна оставаться у каждого человека, даже если это человек с особенностями развития. Задача родителя, показать своему, ребенку к чему стремиться во взрослой жизни. Что ему надо уметь делать, что нужно знать. Взрослая жизнь каждого предполагает владение знаниями и необходимыми умениями на тему сексуальности. Существуют различные способы обучения по данному вопросу: показ видео, беседа. И на разных этапах обучения они применяются в семье. Но в нашей белорусской семье для многих родителей на тему сексуальности не позволено говорить. И этот вопрос остается актуальным. Голландские лекторы предложили еще один способ информирования – проведение игры. Это заинтересовало многих родителей.

Оценить себя: «Какой я специалист?» помог второй день семинара, проводимого совместно с голландскими коллегами.

семинар 8 мая

В нем приняли участие 22 человека, заведующие и специалисты отделений дневного пребывания для инвалидов ТЦСОН, социальный педагог ЦКРОиР, а также  родители  МГО ОО «БелАПДИиМИ».

Плодотворная работа позволила сделать взгляд с двух сторон: с белорусской и с голландской.

Выгорание: от проблемы к навыкам

Темы дня были определены специалистами в группах:

  • Эмоциональное выгорание специалиста и родителя
  • Агрессивное, проблемное поведение (Аутист избивает себя бесконечно)
  • Депрессивное состояние клиента, корректировка режима дня в этом состоянии

С чего начался подход к решению проблемы выгорания специалиста или родителя? Важно определить, что значит выгорание. Уставший специалист, не означает выгорел. Например, проект изматывает, но я не выгорел. Выгорание – потеря интереса к работе, ко всему; раздражительность, переносимая на клиента, нет возможности отдыхать, бессонница. Это состояние не на одну неделю. Может произойти после 15 лет работы; после длительного периода стресса, сил ни на что нет, направлено на босса, взаимоотношение с партнером, с детьми; нарушается баланс соотношения, что вы можете делать и что можете сделать. «Я намеривался так много работать, но я никогда не слушал, мне казалось, что есть более важные дела»-говорит про себя Йозеф, когда находился в состоянии выгорания.

Что делать?

Главное – осознать это состояние пораньше.

Сделать паузу в профессиональной деятельности.

Сконцентрировать внимание на своих ощущениях.

Изменить распорядок дня, чтобы найти время для себя.

Делать физическую работу или спортивные упражнения.

Научиться быть гибким, разграничивать дом и работу.

Такое предложение, как поход к врачу с проблемой выгорания, для наших специалистов оказался не приемлим. Так в Беларуси нет такого врача-специалиста, кроме психолога или психотерапевта, который бы освободил от работы с «диагнозом» выгорание.

Личный опыт голландских специалистов методом погружения в состояние выгорания, помог белорусским специалистам узнать, что многим выгорание может наступить уже. И надо действовать…

Нет проблем – есть ресурсы для их решения

Главное, не концентрироваться на самой проблеме. Специалистам было предложено разделить страничку на три равные части слева направо: 1) проблемы в работе; 2) мои ресурсы (могу); 3)что я буду делать? Это задание предполагало настроить каждого на свои положительные и жизненно важные качества.  Так как левую колонку пришлось в последствие вырвать и выбросить! Не концентрируемся на проблеме, выбросить проблемы вон! Изменить структуру взаимоотношений с человеком, например, предложить чашечку кофе. Очень важно устанавливать контакт, проявлять уважение к другому человеку. Проявлять интерес к другому, от этого зависит то, что вы делаете. Среди приемов для установления контакта, могут быть искренние комплименты, знаки внимания, а также вопросы. В этом случае, надо просто действовать. Намерение хуже, чем действие.

Надежда

Надежда специалистов из Беларуси на то, что Ян и Джозеф дадут готовые рецепты, как вести себя при агрессивном и депрессивном состоянии клиента оправдалась…

Только изложенный материал в этот день не был готов к употреблению на практике. Лекторы замечательно владели аудиторией и стремились подчеркнуть значимость каждого специалиста. А ведь знания, которыми владеют наши специалисты очень объемные. Очень важно, чтобы они применяли их на практике. Ведь любые знания полезны, если человек ими умело пользуется.

Не ищите проблем у себя, у других, формируйте навыки и умения!!!

Участники семинаров-тренингов высоко оценили работу голландских тренеров.

По отзывам родителей, в прошедшем мероприятии для них было самым полезным:

  • Проговаривание своих реальных проблем и получение конкретных профессиональных рекомендаций специалистов по их решению, выходу из сложившейся ситуации.
  • Получение ответов на давно «мучавшие» вопросы.
  • Пошаговое объяснение причин проблемного поведения детей и молодых людей с ограничениями, построение правильного общения с ними.
  • Разбор реальных случаев и получение конкретных рекомендаций, полезных и для других участников.
  • Включение в беседу всех участников мероприятия.
  • Диспуты, обмен опытом решения проблем между мамами, опыт решения аналогичных проблем в другом государстве – опыт тренеров.
  • Много полезной информации для воспитания  детей и молодых людей с ограничениями в семье. Полученные теоретические знания могут эффективно применяться на практике.
  • Осознание, что не нужно запрещать общение своего ребенка через пожатие рук другого человека, так как для ребенка это является способом налаживания коммуникации.

Специалисты, в свою очередь,  отметили, что для них было полезным следующее:

  • Новые знания по эмоциональному и профессиональному выгоранию, упражнения для того, чтобы свести его к минимуму
  • Темы о проблемном поведении людей с ограничениями.
  • Видеопримеры, подробный разбор конкретных случаев.
  • Стало ясно, как можно общаться с людьми с аутизмом, когда они проявляют проблемное поведение или агрессию. Ранее такая агрессия повергала меня в шок, я не знала, как реагировать.
  • Методический подход, детальный разбор проблем коллег, свежее веяние взглядов иностранных специалистов.
  • Примеры из практики, анализ действий.
  • Помощь в решении сложной проблемы с клиентов с аутизмом. Теперь я смогу анализировать ситуацию и найти решение.
  • Детальный разбор ситуаций, практические советы по проблемному поведению людей с ограничениями, способы действий в сложных ситуациях с клиентами
  • Очень интересная теория работы над собой.
  • Возможность использования на практике знания о «комплиментах», знания о поведении клиента в депрессии.

Подготовила Татьяна Гришан,
социальный педагог ОО «БелАПДИиМИ»

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *