Новые горизонты
Школьные годы: 7-12 лет
Время летит быстро. А когда ты мама особенного ребенка — быстрее вдвойне. Первого сентября я смотрела в окно: первоклашки с огромными букетами хризантем спешили в школу, а мы с Митей оставались дома. В конце 90-х дети с таким диагнозом считались необучаемыми, и в обычную школу по месту жительства их не брали. Да, нам предлагали спецшколу, но она находилась на другом конце города. Трансфер не предоставляли, а возить каждое утро ребенка в такси было накладно.
Я сильно переживала. Митя не умеет говорить: как он будет учиться, общаться с людьми? Как будет ходить в магазин за хлебом? Как объяснит окружающим, что его волнует, печалит, радует? Как? Ведь не говорить — это не значит не мыслить!
К счастью, я вовремя узнала про альтернативную коммуникацию — метод, помогающий неговорящим людям общаться, указывая на буквы и картинки-пиктограммы. Этот метод придумали в Австралии еще в 70-е гг. прошлого века. А рассказали нам о нем коллеги из Швеции, где уникальная система символов-пиктограмм широко использовалась в дошкольных учреждениях, школах и дневных центрах. При помощи этих простых картинок люди с речевыми и языковыми проблемами могут общаться с другими людьми.
В 2004 году по нашей инициативе шведские пиктограммы специалисты адаптировали к белорусским реалиям. БелАПДИиМИ первой в Беларуси издала набор черно-белых пиктограмм для работы с детьми с особыми потребностями. На тот момент в Беларуси уже открылись Центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, и мы передали в каждый центр по комплекту пиктограмм.
ДОСТИЖЕНИЯ БелАПДИиМИ
Мы, родители, одни из первых открывали в Минске, а затем и по всей стране центры, в которых дети с инвалидностью, считавшимися «необучаемыми», получали обучение в доступной для них форме.
В 1996 году в Минске открылся Центр «Остров надежды», и он существует по сей день. Сейчас на его базе функционирует государственное учреждение — отделение социальной реабилитации и абилитации инвалидов ТЦСОНа Фрунзенского района.
В 1998 году начал работать второй центр «Открытые двери», в котором мы апробировали инновационные методики по обучению и реабилитации детей с высокими потребностями. Позже, когда дети выросли, здесь начали работать мини-мастерские, и они тоже были первыми для Беларуси. А с 2009 по 2018 гг. мы предложили и реализовали новые для Беларуси социальные услуги — «социальная передышка» и «сопровождаемое проживание». Кстати, уже два года услуги тренировочной квартиры, на базе бывшего нашего центра, предоставляет госучреждение — ТЦСОН Московского района г. Минска!
При поддержке немецких, шведских, английских, голландских партнеров на базе этих двух центров мы провели множество семинаров и консультаций, и сами стали специалистами для своих детей. Мы узнали, что такое аутизм, что дети с синдромом Дауна могут развиваться, что наши дети обладают способностями и возможностями.
Мы научились по-новому смотреть на своих детей и видеть в каждом из них не человека с диагнозом, а личность с ее уникальным миром и возможностями.
Сейчас
Продолжение следует…
Елена Титова,
председатель ЦС ОО «БелАПДИиМИ»