Корпоративно социальная ответственность в РБ
12 февраля был проведен круглый стол на тему: «Формирование национальной модели КСО в контексте трехстороннего партнерства», на котором были подведены итоги проекта “Социально активные медиа”, а также определен единый подход к пониманию путей развития корпоративной социальной ответственности в Республике Беларусь
На сегодняшний день вопросы корпоративной социальной ответственности — одна из самых обсуждаемых тем в белорусском деловом мире. В нашей стране институт КСО находится в стадии становления — представители государственных органов, руководители белорусских компаний и общественных организаций осознают преимущества социально ответственного поведения и находятся в активном поиске путей его практического применения.
Понимая необходимость дальнейшего развития этого направления, СЮЛ «Республиканская конфедерация предпринимательства» совместно с Международным социально-экономическим фондом «Идея» инициировало проведение 12 февраля круглого стола на тему: «Формирование национальной модели КСО в контексте трехстороннего партнерства».
Основополагающая идея круглого стола заключалась в определении единого подхода к пониманию путей развития корпоративной социальной ответственности в Республике Беларусь и разработке рекомендаций для системного продвижения ее принципов на национальном уровне.
Основные задачи мероприятия включали создание площадки для диалога между представителями трех секторов: бизнеса, общественных организаций и государства в лице законодательной и исполнительной власти, определение приоритетных направлений их деятельности, а также совместную разработку основ Национальной модели КСО.
Ключевыми вопросами для обсуждения были:
- подведение итогов проекта «Социально активные медиа», направленного на построение диалога между бизнесом, НГО и СМИ;
Фондом «Идея» было проведено 10 бизнес-завтраков, серия тренингов Владимира Вайнера, а также инициировано создание специализированной площадки, занимающейся освещением и продвижением общественных инициатив, поддержанных бизнес-сектором.
- анализ существующих государственных программ развития с точки зрения отражения в них принципов КСО и инициирование деловым сообществом изменения законодательства в сфере освещения КСО;
В ходе круглого стола участниками было отмечено, что у государства нет четко сформированной позиции в отношении социально ответственного бизнеса. С одной стороны, в отдельных областях практики КСО поддерживаются посредством предоставления налоговых льгот и преференций, с другой, данные стимулы носят временный и экспериментальный характер. Для создания благоприятных условий интеграции КСО в деятельность белорусских компаний предлагается консолидировать заинтересованные стороны, проанализировать законодательство с точки зрения отражения в них принципов КСО, а также сформулировать конкретные предложения и шаги по реформированию и оптимизации правовой базы. В частности, разработать стратегию мотивирования социально ответственных компаний и пересмотреть нормы действующего Закона «О рекламе».
- обсуждение комплекса первоочередных мер по продвижению принципов социальной ответственности бизнеса на местном, региональном и республиканском уровне;
- выработка единого понимания национальной стратегии корпоративной социальной ответственности в соответствии с международными соглашениями и стандартами;
- определение путей повышения осведомленности белорусского общества о КСО и социальном партнёрстве через государственные СМИ и общественные организаций;
- создание многосторонней площадки для организации эффективного диалога всех заинтересованных сторон.
Поднимались вопросы системного обучения специалистов и профессионалов в сфере КСО и устойчивого развития. В настоящее время в Беларуси практически нет специалистов, обладающих компетенциями и навыками в сфере КСО. Выходом из данной ситуации является сотрудничество с образовательными учреждениями, имеющими утвержденные программы обучения. В частности, введение курса КСО в белорусских ВУЗах.
Таисия Елецких, эксперт ПРООН, поделилась с участниками круглого стола зарубежным опытом системного продвижения принципов КСО.
В странах Европейского Союза правительства выступают в роли инициатора и основной движущей силы КСО. Полномочия по руководству и продвижению КСО делегированы ряду министерств и ведомств. Например, в Италии за вопросы, связанные с развитием КСО, отвечают Министерства труда и социальной защиты и Министерство экологии и охраны окружающей среды; в Великобритании – Департамент торговли и промышленности; в Норвегии – Министерство иностранных дел при поддержке Координационного Совета государственных секретарей. Правительства данных стран успешно применяют КСО при решении приоритетных задач социально-экономического развития через разработку и реализацию Национальной повестки по КСО.
В новых странах Европейского Союза и странах-кандидатах на вступление в Европейский Союз участие в продвижении КСО пока не носит системный характер и характеризуется, как правило, отдельными акциями и инициативами правительства, такими как награждение лучших социально ответственных бизнесов, организация диалога всех заинтересованных сторон и др. Однако в ряде этих стран назначена ответственная структура, которая координирует работу по продвижению КСО.
В бывших социалистических странах концепция КСО только получает свое развитие. Но, несмотря на определенную поддержку правительства, пока еще не интегрирована в национальное законодательство.
В Беларуси предложено создать рабочую группу на базе Министерства экономики, которая сможет выработать единый подход к системному развитию КСО.
В Беларуси концепция КСО получила свое развитие в 2006 году благодаря Инициативе ООН «Глобальный договор» и при поддержке Программы развития ООН.
Напомним, идея Глобального договора была выдвинута Генеральным секретарем ООН в 1999 году. Он обратился к лидерам крупнейших компаний мира с призывом присоединиться к международной инициативе «Глобальный договор», в рамках которой создаются условия для сотрудничества бизнеса с различными агентствами ООН, государственными и неправительственными организациями для претворения в жизнь принципов социального равенства и сохранения окружающей среды.
Глобальный договор — это не нормативная база. В его цели не входит контроль или мониторинг деятельности и методов управления компаний. В основу Глобального договора положены требования публичной социальной отчетности и прозрачности деятельности компании, а также заинтересованность деловых кругов, профсоюзов и гражданского общества в организации конкретных совместных программ, направленных на реализацию заложенных в Глобальном договоре принципов.
Участие в Глобальном договоре предусматривает подготовку корпоративного социального отчета, на который отводится до двух лет.
В марте 2007 года была сформирована национальная сеть участников Глобального договора в Беларуси.
Белорусский металлургический завод первым в Беларуси представил корпоративный социальный отчет по международному стандарту GRI.
В настоящее время около 70 белорусских предприятий и бизнес-ассоциаций заявили о своей корпоративной социальной ответственности. Подписание ими Глобального договора свидетельствует о том, что на предприятии заботятся о персонале, внедряют международные стандарты, совершенствуют качество продукции и осуществляют социальные инвестиции на благо развития не только собственного предприятия, но людей, проживающих в регионе и стране.
Участниками подведен итоговый вывод: национальная повестка по КСО ставит своей целью координацию действий и объединение ресурсов всех заинтересованных сторон: органов государственной власти, СМИ, НГО и бизнеса для системного продвижения принципов КСО.
Автор статьи: Кристина Шадуро,
юрист-консультант ОО”БелАПДИиМИ”