Что делать, когда дети с аутизмом убегают?
Дети с расстройством аутистического спектра (РАС) часто убегают или незаметно отходят от воспитывающих взрослых или из безопасных мест. Это называется убегание. Убегание часто встречается у детей с аутизмом и может привести к травмирующему опыту как для ребенка, так и для воспитывающего взрослого. Понимание, почему ваш ребенок убегает и как это предотвратить, поможет снизить стресс и избежать несчастных случаев.
Почему дети с аутизмом убегают?
Дети с аутизмом могут убегать по разным причинам.
- Некоторые дети убегают, чтобы получить доступ к желаемым объектам или местам. Например, ребенок может убежать, чтобы получить любимую игрушку в магазине.
- Детям с аутизмом может быть сложно справляться с определенными повседневными ситуациями, и они могут убегать, чтобы избавиться от стресса. Например, ребенок может сбежать с шумного дня рождения.
- Другие дети убегают, потому что им нравится бегать или они любят, когда их догоняют взрослые, поэтому они могут убегать, когда воспитывающий взрослый отвлекся.
Если вы воспитываете ребенка, который убегает, заведите журнал, отмечая все моменты убегания, включая то, от чего мог убегать ребенок и к чему. Определение триггеров поможет лучше подготовиться к убеганию и предотвратить его.
Как предотвратить убегание
Эти рекомендации помогут предотвратить убегание ребенка.
- Установите на двери и окна замки, которые ваш ребенок не сможет открыть. Если вы пользуетесь ключами, убедитесь, что в чрезвычайной ситуации взрослые смогут легко получить к ним доступ.
- Установите сигнализацию, чтобы быть в курсе, если ваш ребенок открыл окно или дверь.
- Пусть на вашем ребенке будет устройство, позволяющее отследить его местоположение. Есть устройства, которые будут предупреждать вас, когда ребенок вышел за определенный периметр.
- Постоянно наблюдайте за вашим ребенком. Когда у вас много дел и вы можете отвлекаться, поставьте таймер, чтобы напомнить себе проверить ребенка.
- Регулярно хвалите и / или поощряйте вашего ребенка, когда он не убегает.
Как снизить опасность, когда ваш ребенок убежал
Следуйте этим советам, чтобы снизить вероятный ущерб, если ваш ребенок все-таки убегает.
- Будьте готовы к убеганию, чтобы быстро и уверенно среагировать.
- Найдите людей, соседей или членов семьи, которые согласятся помочь вам искать ребенка, если понадобится.
- Подготовьте материалы, которые содержат имя вашего ребенка, описание его коммуникативных способностей, техники успокоения, актуальную фотографию, контактную информацию о воспитывающих взрослых и местах, куда обычно убегал ваш ребенок в прошлом. Раздайте эту информацию людям в вашей поисковой группе и представителям власти.
- Научите вашего ребенка называть свое имя, номер телефона и адрес или прикрепляйте эти данные на одежду ребенка в периоды, когда вероятность убегания повышается.
- Если ваш ребенок убегает регулярно, обратитесь за помощью к психологу или специалисту по анализу поведения с опытом работы с убеганием, чтобы разработать комплексную программу помощи.
Мы осознаем, что каждый ребенок уникален, и для кого-то содержание данной статьи может быть неактуальным. Это общая информация, которая не является специализированной медицинской рекомендацией. Мы надеемся, что эти советы послужат успешным стартом в поиске наилучшего подхода к помощи ребенку с аутизмом. Всегда обращайтесь к медицинским специалистам, если у вас возникают вопросы или сомнения о здоровье ребенка.
Видеоматериалы. Минди Шейтауэр: Помощь при убегании детей с аутизмом
Многие родители называют убегание самым стрессовым поведением из тех, которые проявляют дети. Программа помощи должна разрабатываться специалистами с учетом двух подходов. Первый подход: обезопасить дом (установить замки на двери и окна, сигнализацию), обучить родителей стратегиям на случай убегания, обеспечить их ресурсами, чтобы как можно быстрее найти пропавшего ребенка. Второй подход: постараться предотвратить само убегание.
Почему дети убегают?
Часто детям с аутизмом трудно общаться вербально, поэтому иногда они выражают свои потребности и желания через убегание. Так что первый шаг – выяснить его причину. Часто таким образом дети добиваются определенного внимания. Убегание может быть связано с нежеланием что-то делать или попыткой избежать того, что неприятно. Некоторые убегают, потому что для них это игра. Если причину не удалось выяснить с помощью наблюдения, родители могут обратиться к специалисту по анализу поведения или психологу, который поможет им провести необходимую оценку.
Стратегии для родителей
После того как вы выяснили причину, к этому можно подойти по-разному. В идеальном случае ребенок убегает к чему-то, что ему разрешают видеть, трогать, просто не в этот момент. Тогда нужно учить его просить доступ к предмету – вербально либо с помощью визуальной поддержки или средств АДК.
Для отслеживания местоположения ребенка рекомендуется использовать специальные браслеты или часы. Для детей с сенсорной чувствительностью есть опции, когда устройства закрепляются на одежде или обуви. К сожалению, большинство детей с аутизмом не способны сообщить незнакомым людям свое имя и контакты родных, поэтому нужно убедиться, что необходимая информация находится где-то на ребенке (браслеты, бирки на обуви, платки, банданы с текстом).
Социальные истории – хороший способ показать ребенку, с кем говорить безопасно, а с кем нет. Самое главное – обучить ребенка этим навыкам до того, как они понадобятся. Учите этому дома, в безопасных местах на улице, чтобы, когда такая ситуация возникнет, он мог сориентироваться.
Лучший способ выяснить, куда мог убежать ваш ребенок, – вспомнить, куда он сбегал раньше. Еще в первую очередь стоит проверять опасные места. Родителям рекомендуется также составить конкретный план действий на случай, если ребенок потерялся.
Как реагировать на убегание
Очень важно постараться минимизировать реакцию на ребенка. Если он убегает, чтобы привлечь внимание, то бурная реакция будет работать как поощрение. Уже позже, если вы знаете, что ребенок поймет вас, вы можете сесть и поговорить о том, почему убегать опасно, или обеспечить ему программу помощи. Но в момент происшествия лучше всего свести реакцию к минимуму и постараться вернуться к вашим делам, как если бы ничего не случилось.
Минди Шейтауэр, провела мастер-класс для специалистов,
посвященный проблеме убегания детей с аутизмом и другими нарушениями развития,
на VIII Международном форуме «Каждый ребенок достоин семьи».
Видеоматериалы. Минди Шейтауэр: Программы вмешательства для детей, которые убегают. Часть 1
У каждого ребенка свои причины для убегания и свои способы сбежать: кто-то уходит из дома ночью или когда воспитывающий взрослый занят, кто-то в магазине сбегает в отдел с игрушками или сладостями, некоторые встают во время урока и пытаются покинуть класс, а кто-то теряется в людном торговом центре или парке. У детей с более тяжелыми формами РАС вероятность убегания повышена.
Почему дети с нарушениями убегают?
- Дефициты коммуникации приводят к тому, что убегание становится способом «коммуникации»
- Навязчивые интересы – ребенок убегает для доступа к тому, что его интересует
- Повторяющееся поведение – вероятность остаться сидеть на месте может снизиться
- Дефицит социальных навыков – не осведомлены об опасности, связанной с убеганием
Убегание – фактор огромного стресса для родителей, и ребенок может оказаться в настоящей опасности. Как можно предотвратить побег и что делать, если ребенок все же сбежал?
Превентивные стратегии
Физическое предотвращение
Для физического предотвращения или замедления убегания можно использовать замки и сигнализацию на окна и двери. Также рекомендуется использование устройств слежения, которые можно прикрепить к обуви или одежде ребенка.
Снижение опасности
Основные риски связаны с тем, что ребенок может потеряться, попасть под машину или утонуть. Не все дети могут сообщить свое имя, поэтому можно научить его показать информацию о себе, которая размещена где-то на его теле или одежде.
В процессе обучения навыку рассказывать о себе важно постепенно добиться того, чтобы ребенок отвечал с первого раза вне зависимости от того, как сформулирован вопрос, и независимо от окружающей среды.
Научите ребенка возвращаться домой, проработайте маршрут.
Учите ребенка плавать и безопасно переходить дорогу.
Готовность реагировать
Важно подготовиться к худшему сценарию и иметь план действий на случай, если ребенок убежал и пропал. Об этом страшно думать, но хуже оказаться неподготовленным в ситуации, когда это все-таки произошло.
Видеоматериалы. Минди Шейтауэр: Программы вмешательства для детей, которые убегают. Часть 2
Во второй части мастер-класса для специалистов, работающих с детьми с аутизмом, Минди Шейтауэр рассказала о том, как предотвращать убегание и использовать для этого функциональный анализ.
Этапы оценки и помощи при убегании
- Определите, как выглядит убегание у конкретного ребенка. Это важно для того, чтобы все, кто могут быть вовлечены в эту ситуацию, имели об этом четкое представление.
- Определите функцию убегания – почему ребенок убегает, что он пытается донести таким поведением. Нужно обратить внимание на то, что происходит до и после убегания. Это поможет понять природу такого поведения. Чаще всего ребенок с аутизмом сбегает, потому что пытается чего-то избежать или что-то получить таким способом (например, внимание). Если убегание сработало, то он попробует прибегнуть к нему еще раз. Для небольшой группы детей убегание является автоматическим подкреплением, потому что им нравится само это действие – бегать. Иногда очень трудно определить функцию убегания, и лучшим способом понять, почему возникает проблемное поведение, является функциональный анализ.
- Научите ребенка получать то, что ему нужно, другими способами, например: выражать свои желания, правильно реагировать на страх.
- Реорганизуйте окружающую среду таким образом, чтобы ребенок больше не мог получать желаемое, убегая. Если убегание не приводит к получению желаемого, ребенок будет все реже к нему прибегать – это называется гашением.
- Обучите воспитывающих взрослых. Все в окружении должны научиться правильно реагировать на убегание.
- Генерализируйте на разные условия и ситуации.
(Материал предоставлен Центром аутизма «Маркус» Университета Эмори, США, перевод с английского выполнен Фондом «Обнажённые сердца».)
Источник: САЙТ ФОНДА «ОБНАЖЁННЫЕ СЕРДЦА»
Главное фото носит иллюстративный характер