Театр «Инклюзион» готовит премьеру
Гомельский народный театр «Инклюзион» вновь радует новым спектаклем, на этот раз постановкой по мотивам романа Дмитрия Глуховского «Метро 2033». На одной сцене окажутся не только актеры с инвалидностью, но и… сами зрители. Подробнее о предстоящей премьере и работе артистов с особенностями рассказал руководитель театра Андрей Будейко.
– В нашем театре работают люди с различной категорией инвалидности: детским церебральным параличом, расстройствами аутистического спектра, синдромом Дауна, нарушением психофизического развития. Некоторые из актеров – слабовидящие, слепые, слабослышащие и глухие. Коллектив постоянно пополняется новыми лицами, некоторые из них уже появятся в спектакле по мотивам романа Дмитрия Глуховского «Метро 2033», который мы планируем представить публике в конце ноября, – рассказывает руководитель.
«Метро́ 2033» – постапокалиптический роман Дмитрия Глуховского,
описывающий жизнь людей в московском метро после ядерной войны на Земле.
– По сюжету метро – единственное место, куда не попала радиация после ядерной атаки. И люди в таких условиях пытаются выживать. В одном месте оказываются самые разные персонажи. Например, Руслан Готовчик, один из актеров, играл в предыдущем спектакле «Перепутье» человека, который после аварии не может принять себя и решает свести счеты с жизнью. Но в «Метро 2033» он предстает перед публикой в роли военного инженера, отвечающего за станцию метро, на которой поселились выжившие. Есть еще интересный бездомный персонаж, который путешествует по станциям метро. Он слушает различные истории и передает другим, как люди приспособились к жизни под землей, – делится Андрей Будейко.
– Сейчас в труппе 27 человек и с каждым мы работаем отдельно. Репетиции проходят всегда по-разному, невозможно их спланировать или подчинить строгим правилам. Если роли требуют тщательной проработки, то я занимаюсь этим индивидуально с актером, но стараюсь работать и с коллективом в целом, потому что ребятам важно чувствовать, что рядом есть помощь, поддержка, команда, те, с кем ты потом выйдешь на одну сцену. Репетиции проходят каждый день, но не всегда полным составом.
Человек в любой ситуации не останется один
– Как учил еще мой преподаватель: у каждого человека есть пластика тела. По ней всегда видно, какому артисту какая роль подходит. Педагог мне говорила: «Андрей, я вижу, что эта роль твоя по пластике тела, ты в нее идеально вольешься». Хотя она могла бы мне по характеру совсем не подходить, но в итоге отыгрывал я ее хорошо, – вспоминает Будейко. – Со временем я сам стал наблюдать, как люди ведут себя на сцене, как адаптируются, как учатся играть. Сам сумел частично разглядывать эту пластику и теперь, когда получаю сценарий на руки, то практически сразу вижу все роли и их исполнителей.
Андрей подчеркивает, что собирать артистов с разными особенностями в одном спектакле совсем не трудно. Скорее, это более долгий процесс, чем работа с обычными актерами, но различий в подходе работы нет.
– Учитывая то, что я по образованию психолог, подбираю определенную схему взаимодействия. К тому же, ребята часто поддерживают и заменяют друг друга, приходят на помощь, оказываются рядом в случае необходимости. Человек в любой ситуации не останется один. В целом, буквально пара репетиций – и ребята с инвалидностью уже сами справляются и комфортно себя чувствуют в роли, даже помогают артистам без особенностей, которые еще не вжились в образ.
Я никогда не выпускаю на сцену неподготовленных актеров. Мы определенное время репетируем, и лишь когда достигается нужный уровень, решаем ставить премьеру. Пока спектакль не будет отыгран идеально, его нельзя презентовать зрителям – это огромный стресс как для руководителя, так и для актеров. Я однажды говорил, что так, как играют люди с инвалидностью, так не сыграет никто. Потому что можно скопировать чувства, эмоции, пластику, но такие особенности, как у ребят, воссоздать невозможно. И сыграть лучше их же роли невозможно.
– У меня с самого начала работы есть требования к ребятам. На репетициях учу забывать слова «нет», «не хочу», «не могу», «не умею». И важно, чтобы у человека было желание трудиться. Если я вижу, что он преодолевает страхи, тогда такой артист у нас «приживется». А если у него нет рвения и желания, то ты его не заставишь и, к сожалению, не привьешь эти навыки, – рассказывает руководитель «Инклюзиона».
Андрей Будейко говорит, что есть ребята, которые провели много лет дома, и для них театр стал огромной частью повседневности и окошком в мир. Они ждут репетиции, бывает, когда руководитель уезжает, пишут и спрашивают: «Когда вернешься? Когда уже репетиции начнутся? Мы засиделись в четырех стенах и роль до дыр заучили, хотим на сцену».
– Это важно и нужно, – говорит Андрей. – Каждый раз ребята проживают новые роли, чувства и эмоции, изучают новое поведение и персонажей. Это, как минимум, расширяет их представления о мире и горизонты познания.
Смотреть и интерпретировать
«Метро 2033» будет перформативным спектаклем, когда зрители станут непосредственными участниками постановки. Они будут находиться в метро вместе с героями, видеть все события и частично участвовать, потому что персонажи спектакля могут быть совсем рядом – на соседнем стуле, на полу под ногами, на расстоянии вытянутой руки.
– Все будет происходить неожиданно, и зритель станет максимально включен в действие постановки, – говорит Будейко. – Нет такого, что человек на задних рядах сидит в телефоне и зевает под спектакль. Мы постараемся втянуть публику в происходящее, погрузить в атмосферу, дать ей почувствовать, что происходит на сцене. Зритель будет автоматически реагировать на ситуации, а такие ощущения бесценны. Мрачные времена и помещения, жизни как таковой там нет, ее только пытаются создать, чтобы хоть как-то выжить – вот ключевые декорации. Мы попытаемся окунуть зрителей в такую обстановку. Ведь мне кажется, что самые яркие и сильные эмоции – негативные. Ты можешь порадоваться, повеселиться и забыть об этом, а негатив останется надолго, будет заставлять думать и осмысливать, где-то даже действовать.
Для руководителя «Инклюзиона» важно, чтобы зрители видели: люди с особенностями могут создавать миры, участвовать в построении новой реальности. Мир инклюзивен, как и все, что будет происходить на сцене. Задача зрителей – смотреть и интерпретировать увиденное так, как оно откликается внутри.
– Как таковых ожиданий от премьеры у меня нет, потому что многое может не сбыться, – делится Андрей. – Я надеюсь, что мы, как минимум, соберем заинтересованную публику. Мы планируем показывать спектакль чаще и с небольшим количеством зрителей – до 40 человек. Это будет происходить на сцене Центра инклюзивной культуры, а сама премьера планируется на конец ноября.
Некоторые актеры с инвалидностью уже играли в предыдущем спектакле «Инклюзиона» «Перепутье». Например, Руслан Готовчик, Петр и Татьяна Шалимовы, которые уже более 50-ти лет на сцене. Также в новой постановке задействованы артисты без ограничений.
– Мы начали репетировать постановку где-то месяц назад, – рассказывает Руслан Готовчик, актер «Инклюзиона». – Концепция «Метро 2033» интересная, потому что зрители будут полноценными участниками спектакля и станут «играть» вместе с нами. Мы расположим их рядом в импровизированном вагоне метро. Поверьте, это будет интересно! Наша постановка полностью инклюзивная, потому что задействованы как здоровые актеры, так и ребята с особенностями.
Это мой второй спектакль. Я играю военного, который помогает другим людям, пытается командовать и наводить порядок. Вообще, мои роли пока получаются совсем разные. В «Перепутье», например, я мог выразить эмоции, покричать, у меня был яркий персонаж. В новом спектакле надо много руководить и говорить, все совершенно противоположно. Мое участие в спектаклях – это большая работа над собой. Мне нравится преодолевать стеснение и те страхи, что еще во мне остаются.
Когда ты играешь на сцене один или с партнером, то это дается легче, чем когда рядом несколько людей, – размышляет Руслан. – В новой постановке нас на сцене будет много. Сам процесс игры мне очень нравится, потому что дает множество эмоций, общение, социализацию. И, опять же, на первый план всей моей театральной деятельности выходит маленькая личная цель – показать, что люди с видимой инвалидностью не глупые, как думают некоторые. И что они многое могут.
Александра Камко
Фото из архива Гомельского народного театра
Источник: газета “Вместе”
Отрывок из спектакля “Перепутье”, одну из главных ролей в котором сыграл Руслан Готовчик
из Гомельской городской организации Гiд па жыццi / БелАПДИиМИ