Школа самоадвокатов
Обучение молодых людей с интеллектуальными нарушениями элементам реализации и защиты своих прав, повышению личной мотивации и ответственности, расширению знаний о своих правах и обязанностях.
В Беларуси дети с особенностями развития, независимо от тяжести нарушений, получают доступное образование. Молодые люди с интеллектуальными и множественными нарушениями, в возрасте старше 18 лет, получили возможность посещать отделения дневного пребывания для инвалидов территориальных центров социального обслуживания населения, трудовые мастерские общественных и религиозных организаций.
Но, к сожалению, общество все еще не имеет достаточно информации о положительных чертах людей с интеллектуальными нарушениями, их особенностях и проблемах. Образ человека с ограничениями в общественном сознании по-прежнему размыт, а отношение к нему остается предвзятым. Из-за имеющихся в обществе стигм, люди с ограничениями чаще всего находятся в социальной изоляции, их признают менее ценными для социума и избегают. До текущего момента бытует мнение о том, что место таких людей в закрытых учреждениях, а не рядом с обычными людьми — на улицах, в транспорте, в местах отдыха, на одной лестничной площадке, рабочем месте.
Нередко молодым людям с нарушением интеллекта приписывают полную неспособность позаботиться о себе, принимать решения и нести за них ответственность. В большинстве случаев, к таким взрослым людям относятся как к детям, не воспринимают их всерьез. В домашних условиях принятию самостоятельных решений препятствует гиперопека со стороны родственников.
Поэтому, чаще всего молодые люди и девушки с интеллектуальными нарушениями фактически полностью зависимы от других людей, не знают своих прав и не владеют механизмами защиты своих интересов. У них нередко отсутствует вера в свои способности и возможности.
В настоящее время реабилитационные системы многих стран, в том числе и Беларуси, делают акцент на нормализации жизни людей с ограничениями. Это означает, что для них становятся доступными такие формы повседневного существования и условия жизни, которые являются как можно более близкими к общепринятым или фактически полностью совпадают с ними. Одно из основных прав людей с особенностями — проживание в обществе — является закономерным продолжением предварительных мероприятий по педагогической, социальной, медицинской и профессиональной реабилитации.
В этой связи возникает необходимость развитие системы поддержки людей с инвалидностью, с целью обеспечения условий для включения/инклюзии их в жизнь общества, оказания поддержки в их стремлении к самостоятельной, полноценной жизни среди обычных людей.
В Беларуси отсутствует государственная служба, которая проводит специальные образовательные мероприятия для молодых людей с интеллектуальными нарушениями, и объясняет доступным языком их возможности, права и способы их реализации, мотивирует на самостоятельное принятие решений, помогает определиться с профессиональным выбором.
Эти социальные компетенции необходимы молодым людям при дальнейшем проживании с сопровождением, трудоустройстве, реализации других своих прав.
В декабре 2015 г. стартовал новый проект — «Школа самоадвокатов», в рамках которого заложены мероприятия по обучению молодых людей с интеллектуальными нарушениями элементам реализации и защиты своих прав, повышению личной мотивации и ответственности, расширению знаний о своих правах и обязанностях.
Цель проекта: Содействие обеспечению законных прав и интересов людей с интеллектуальными нарушениями, поддержанию их социального статуса, равноправному участию во всех сферах общественной жизни, обучению навыкам самоадвокатирования, принятию решений, касающихся личных жизненных потребностей, подготовка к самостоятельной жизни, через проведение различных форм образовательных мероприятий.
Информационная деятельность проекта и распространение его идей будут способствовать внедрению новых форм работы с молодыми людьми с интеллектуальными нарушениями, для обеспечения условий их включения в жизнь общества, содействия в их стремлении к самостоятельной полноценной жизни в социуме.
Период реализации: 10 месяцев
Проект поддержан Отделением Посольства Швейцарской Конфедерации в г. Минске