Цвет сайта
Изображения
Расстояние между буквами
Шрифт

2 апреля – Всемирный день информирования о проблеме аутизма

hands-over-earsДорогие друзья!
Напоминаем вам, что по инициативе Генеральной Ассамблеи ООН 
2 апреляВсемирный день информирования о проблеме аутизма.
Мы используем этот повод, чтобы рассказать о проблемах детей и взрослых с аутистическими расстройствами в Беларуси.
Комментарий Главного внештатного детского психиатра МЗ РБ, доцента кафедры психиатрии и медицинской психологии БГМУ Инны Пятницкой:
– В Беларуси с 2005 по 2012 год количество детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) выросло в 2,8 раза – с 251 до 699 случаев. На 1.10.2013 детей с официально установленным диагнозом РАС стало еще больше – 786 человек. Рост отмечается во всех областях республики, особенно в городе Минске.
В большинстве стран Западной Европы и Северной Америки развитие системы помощи детям с расстройствами аутистического спектра было связано с борьбой родителей за права своих детей. В Беларуси наиболее активную часть родителей объединяет Международная благотворительная общественная организация «Дети. Аутизм. Родители». Члены организации затронули широкий круг проблем, связанных с оказанием помощи детям с РАС, что повлекло за собой внесение корректив в оказание психолого-педагогической, медицинской, и социальной помощи на межведомственном уровне.

ПОСОБИЕ ДЛЯ ВСЕХ, КТО ПИШЕТ О ДЕТЯХ С АУТИЗМОМ

Мы любим всех, кто о нас пишет, и стараемся вам помогать: быть открытыми и доступными для общения. А чтобы материалы были еще лучше, на нашем форуме родилось небольшое пособие для вас;)
НЕПРАВИЛЬНО: Ребенок-аутист, ученик-аутист, аутенок (Не надо отождествлять человека с диагнозом, иначе мы с вами тоже превратимся в гипертоников, сколиотиков и ревматиков).
ПРАВИЛЬНО: Ребенок с аутизмом, ученик с аутизмом

СПОРНЫЙ ВАРИАНТ: Болен аутизмом, страдает аутизмом. Мир до сих пор не определился, является аутизм болезнью или нет. Во всяком случае, причины аутизма не изучены, лекарство от него не найдено.
Аутизм – он разный. Некоторые наши дети по-настоящему тяжелые, у них случаются откаты в развитии, они могут иметь сопутствующие соматические заболевания. Другие дети физически здоровые и крепкие, с высоким уровнем интеллекта, определение «больные» им совершенно не подходит.
ПРАВИЛЬНО: Прежде чем охарактеризовать какого-либо ребенка с аутизмом как больного или страдающего, поинтересуйтесь у его родителей, считают ли они его таковым.

НЕПРАВИЛЬНО: Убитые горем матери. Где вы видели «убитых матерей», которые не только вкладывают в своих детей с аутизмом много сил, любви и оптимизма, но и умеют радоваться жизни, создают общественную организацию ради будущего своих детей?
ПРАВИЛЬНО: Объединенные желанием подготовить общество к приходу своих детей матери. Ну, или что-то в этом роде;))

НЕПРАВИЛЬНО: «Большинство аутичных детей не в состоянии обучаться в обычной школе и нуждается в специальном обучении”. Это цитата из приказа Минздрава от 31.12.2010 года, списанного с приказа Минздрава от 19.08.2005, списанного, вероятно, с приказов доинтернетовских времен.
Данное умозаключение не подтверждено ни статистикой, ни научными исследованиями и противоречит мировому опыту. А также идет вразрез с Кодексом РБ об образовании, оставляющим право выбора учебного заведения для ребенка за родителями. И совершенно не вписывается в декларируемые Министерством образования Беларуси намерения переходить к инклюзивному обучению.
ПРАВИЛЬНО: Многие дети с аутизмом могут учиться в массовых школах и гимназиях, если создана адаптированная под их сенсорные особенности среда, подготовлены педагоги, а в школьный штат включены сопровождающие-тьюторы.

НЕПРАВИЛЬНО: слабоумный, умственно отсталый. Мое субъективное мнение: современный человек как-то слишком буквально отождествляет ум с интеллектом. Мне встречались «умные души», так и не освоившие таблицу умножения.
Что касается интеллекта детей с аутизмом, то им просто не подходят традиционные тесты Векслера, которыми оперируют наши психиатры. Это признают наши специалисты, однако иного инструмента оценки интеллекта у них нет.
Среди детей с аутизмом есть те, кто и «по Векслеру» демонстрирует высокий уровень интеллекта, обладает незаурядными способностями (к математике, рисованию, музыке и т. д.)
ОЧЕНЬ ЖЕЛАТЕЛЬНО: Человек с особыми потребностями, человек с иными возможностями, человек с альтернативной ментальностью.

НЕПРАВИЛЬНО: Распространенность аутизма составляет 5 детей на 10 000. Эти цифры также кочуют из документов Минздрава на сайты поликлиник и не имеют ничего общего с реальностью.
ПРАВИЛЬНО: По статистике международной организации Autism Speaks, один из каждых 88 людей на планете – аутист. Три года назад эта же организация приводила иное соотношение: 1 из 150.
Больше года назад Министерство здравоохранения Беларуси озвучило такую статистику: в стране 699 детей с выставленным официально диагнозом «аутизм». На самом деле детей с нарушениями аутистического спектра в десятки раз больше, просто не каждый родитель согласен принять психиатрический диагноз ребенка и все, что с ним связано. Поверьте, что ничего хорошего этот статус не сулит.

НЕПРАВИЛЬНО: Дети с аутизмом не нуждаются в обществе сверстников. Ни один ребенок с аутизмом и ни один родитель такого ребенка с этим не согласится. Наши дети тянутся к ровесникам.
ПРАВИЛЬНО: Детям с аутизмом общество сверстников еще нужнее, чем обычным. Только так они могут научиться играть, общаться, самостоятельно жить среди людей.

НЕПРАВИЛЬНО: «Нередко у таких детей наблюдаются беспричинный смех, плач или приступы злости».
С мифом о непредсказуемой агрессивности наших детей мы будем бороться, вплоть до судебных исков. Потому что причины «беспричинных» эмоций давно выяснены и изучены, и специалисты обязаны их знать, а не повторять дошедшее до нас со времен Каннера заблуждение.
ПРАВИЛЬНО: Сенсорные особенности детей с аутизмом делают их сверхчувствительными к одним раздражителям (звукам, запахам, свету, прикосновениям) и почти не чувствительными к другим (например, к боли). Причем у разных детей с аутизмом разные сенсорные особенности. Эмоциональные реакции таких детей на привычные нам явления могут выглядеть непредсказуемыми.

Использованы материалы Ирины ДЕРГАЧ

МБОО «Дети. Аутизм. Родители»

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *