Трудные темы социальной журналистики
PR-менеджер ОО “БелАПДИиМИ” Наталья Губарь, тренеры-консультанты проекта “Искусство за инклюзию людей с инвалидностью” Никита Трофимович и Марго Шнип приняли участие в тренинге для журналистов: «Трудные темы социальной журналистики. Социальное интервью», который проходил в Международном образовательном центре им. Й. Рау.
Мероприятие проходило в рамках курса «Социальная журналистика: стандарты, подходы и приемы в освещении жизни общества». На встрече были представлены итоги проекта “Искусство за инклюзию людей с инвалидностью”, реализованного ОО “БелАПДИиМИ” в 2014-2016 гг. при поддержке Агентства США по международному развитию (USAID) и направленного на изменение отношения общества к людям с инвалидности со стереотипного на позитивное, доброжелательное. Маргарита поделилась своими впечатлениями от проведения тренингов по образовательной программе проекта. Никита Трофимович предложил журналистам некоторые рекомендации по освещению темы людей с инвалидностью. Данные рекомендации были представлены ранее на итоговом круглом столе по проекту.
Благодарим Татьяну Кнотько и Школу журналистики ИББ за приглашение и организацию встречи.
Рекомендации для СМИ:
1. Регулярно использовать важнейшую роль СМИ в формировании общественного мнения, ценностных ориентаций в обществе, в том числе о различных сторонах жизни людей с инвалидностью, их возможностях и успехах. В освещение темы людей с инвалидностью следует опираться на основные положения «толерантной журналистики»:
– исключать из подающейся информации/посылов изначально заложенные стереотипы о людях с инвалидностью, изначальное разделение на «они» и «мы».
– уделять должное внимание теме, которая касается всех: изменение архитектурной среды затрагивает всех, кто живет в этой среде. Особое внимание следует уделить внедрению концепции универсального дизайна в городской архитектуре. Здания должны отвечать параметрам разумного приспособления для людей с инвалидностью. Безбарьерная среда упрощает передвижение не только людям в инвалидных креслах, но и также велосипедистам, мамам с колясками, ребятам на роликах и скейтах. Совместное обучение влияет на школьников и студентов без инвалидности, ставит вопросы о квалификации преподавателей и администрации учебного заведения. Решение вопроса трудоустройства затрагивает интересы нанимателей и других субъектов рынка труда.
– не подавать инвалидность как личную проблему: препятствия существуют во внешней среде (инвалидность следует понимать не как болезнь отдельного человека, а как эффект внешней среды, связанный с отсутствием условий для реализации возможностей);
– жалость и героизация – две стороны одной медали («жалеть нужно не «несчастного инвалида», а общество, которое вынуждает своих самых ярких людей вкладывать колоссальные усилия не в работу и творчество, а в то, чтобы просто жить»);
– не следует призывать опекать человека, следует делать акцент на создании возможностей (важно создать среду, в которой эти люди могут свои потребности удовлетворять);
– готовить материал о человеке, а не о больном организме («в материале должен присутствовать человек и его история должна быть историей человека, а не историей его инвалидности»).
– подход с точки зрения пользы – опасный. Люди с множественными нарушениями дети и взрослые с ментальными нарушениями не могут приносить пользу обществу в силу диагноза. Стоит говорить не о пользе, а о праве человека на полноценную жизнь, подчеркивания того, что инвалидность феномен чисто социальный и продиктован неприспособленностью внешней среды. Барьерами в образовании, трудоустройстве, ограничениями современной медицины и экономики.
Перестать замалчивать некоторые важные темы. Например: в материалах журналистов мало говорится о том, что человек с инвалидностью никак не может прожить на свое пособие = отсутствие работы заставляет его быть иждивенцем, зависеть от родителей, родственников, посторонней помощи. Очень мало говорится о негативном влиянии системы интернатов на дальнейшее развитие людей с инвалидностью. Персонал таких заведений зачастую перегружен и вымотан как физически, так и эмоционально, а людям, проживающим в интернатах, уделяется мало внимания со стороны общественности.
Из дискуссий по теме инвалидности практически исключена тема личных отношений. Из имеющихся на данный момент публикаций складывается впечатление, что человек с инвалидностью «обязан» получить образование, устроится на достойную работу и общаться со здоровыми людьми на приемлемом социальном уровне. О том, что счастье человека составляет любовь, творчество, семейные отношения – говорится мало.
2. В освещении жизни, профессиональной деятельности, достижений людей с инвалидностью СМИ следует сотрудничать прежде всего с людьми с инвалидностью и с общественными объединениями, представляющими интересы людей с инвалидностью. Это сотрудничество, по мнению самих людей с инвалидностью, должно базироваться на следующих принципах работы с информацией: адекватность, достоверность, неискаженность; полнота; корректность; доступность; информативность; компетентность; наличие обратной связи.
3. Освещение темы людей с инвалидностью требует глубокого проникновения и априорного отказа от сформированных в социуме стереотипов и негативных социальных представлений. Особое внимание следует уделять используемым словам и выражениям. Помните о влиянии слова на эмоции и чувства других людей. Если в средствах массовой информации используются слова «дефективный», «калека (безрукие калеки, безногие калеки)», «прикованный к коляске», «обреченный на жизнь без движения», «имеющий физические (психические) недостатки», «физически и умственно неполноценные», «больной», «телесно увечные», то это способствует стигматизации, закреплению стереотипов, формированию жалости, страха, неприятия. Находите корректные замены.
4. Необходимо создать/объединить группу профессионалов из сферы СМИ, имеющих знания/компетенции по теме инвалидности, которые проводили бы обучение для представителей СМИ и могли давать экспертную оценку, поступающей от СМИ, информации о людях с инвалидностью.
Рекомендации для общественности (как строить свою работу со СМИ, опираясь на следующие рекомендации ООН):
Люди с различными видами инвалидности должны выступать от своего лица. Разговор в первом лице (“я”, “мы”) практически всегда более интересен и часто приносит больше удовольствия или эмоций, чем его передача в третьем лице.
Определите ролевые модели. В качестве ролевых моделей в СМИ должны выступать сами люди с инвалидностью. В различных сферах деятельности показывать людям с инвалидностью, их семьям и обществу, что люди с инвалидностью могут многого добиваться, а не только наблюдать за происходящим. Таким образом, любой человек имеет больше шансов увидеть, что люди с инвалидностью различаются по умственным способностям, личностным качествам и интересам в той же степени, что и люди без инвалидности.
Рассказывайте детям о людях с инвалидностью. Детям нужно видеть положительные, естественные примеры жизни людей с инвалидностью. Дети не должны бояться задавать вопросы о людях с инвалидностью, они должны понимать, что это естественно – быть любопытным. Большинство людей с инвалидностью сами хотят ответить на вопросы и ценят честность.
Когда возможно, используйте юмор для передачи какого-то сообщения, особенно о представлениях, которые существуют в обществе о жизни людей с инвалидностью. Юмор позволяет передать сообщение, которое, если о нем рассказывать долго и серьезно, будет поучительным и неинтересным. Такое сообщение часто помнится намного дольше.
Предоставляйте практическую информацию. Давайте информацию, которая будет полезна в повседневной жизни. Усилия СМИ обычно более действенны, если содержат в себе информацию, которая практически поможет людям с инвалидностью и без инвалидности.
Улучшите окружающую обстановку. Чем меньше препятствий для людей с инвалидностью – тем лучше всем! Свободный доступ для людей с инвалидностью на самом деле помогает и остальным людям.
Людей с инвалидностью необходимо представлять, как активных членов общества, а не как пассивных и несамостоятельных наблюдателей. Задача заключается в том, чтобы показать, что при равных возможностях в получении образования, профессиональной подготовки и при наличии технических средств и специальных услуг люди с инвалидностью могут многое дать своим семьям и обществу.
Сфера культуры:
– Предлагать общественности больше примеров успешной социализации людей с инвалидностью.
– Сегментировать целевую аудиторию (например, по возрасту). Применять различные инструменты при подаче одной и той же информации в зависимости от целевой группы, чтобы добиться высокой эмоциональной вовлеченности.
– Масштабировать инклюзивные мероприятия и приглашать к участию в инклюзивных мероприятиях широкую общественность.
– Предлагать мероприятия в новых форматах для широкого круга людей, например, «личный диалог с аудиторией человека с особыми потребностями, когда он рассказывает об одном дне своей жизни, свою историю, свое отношение к обществу».
– Продолжать доносить обществу информацию, используя современные и актуальные инструменты коммуникации и фреймы, например, социальные сети, флэш-мобы, видео.
– На ежегодной основе проводить республиканские и региональные фестивали творчества детей и молодежи и награждение людей, чьи заслуги и достижения на пути создания инклюзивного общества были особенно значимы за предыдущие 12 месяцев.