«Социализация людей с инвалидностью через трудоустройство: трудности и перспективы»
31 октября 2013 года ОО «Белорусская ассоциация помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам» совместно с Международным социально-экономическим фондом «Идея» был проведен Круглый стол «Социализация людей с инвалидностью через трудоустройство: трудности и перспективы»
РЕЗЮМЕ мероприятия
Цель встречи – обсуждение ключевых аспектов социализации через трудоустройство, как это выглядит сегодня и какие шаги в этом направлении необходимо предпринимать.
На круглом столе чётко обозначились следующие содержательные позиции: представителей сферы образования, специалистов социальной сферы, активистов общественных организаций, работодателей и представителей бизнеса, людей с инвалидностью.
Участники обозначили своё видение текущей ситуации, существующие возможности образования и трудоустройства людей с инвалидностью, а также какие трудности и ограничения приходится преодолевать.
Участники начали обсуждение со сферы образования, т.к.уровень и качество образования это один из ключевыхвопросов при трудоустройстве.
Первое затруднение – это отсутствие чётких данных о статистике спроса на профессиональное образование для инвалидов. Более того, существующий набор профессий признан явно недостаточным, несовременным и малопривлекательным для тех, кто имеет мотивацию к трудоустройству. Это касается прежде всего представителей 2-й и особенно первой групп инвалидности. По вопросу 3-й группы сошлись на мнении, что явных проблем здесь пока не наблюдается.
Говоря об услугах образования для людей с инвалидностью следующие аспекты следует непременно проанализировать и существенно улучшить:
1. Доступность образовательных учреждений (инфраструктура) и совершенствование системы дистанционного образования
2. Условия образования (адаптация программ и курсов под потребности и возможности людей с инвалидностью, подготовка преподавателей для работы с людьми с различными ограничениями и т.п.)
3. Качество образования (заниженные требования к людям с инвалидностью делают их неконкурентоспособнымина рынке труда, несовременные профессии – это неэффективная трата времени и государственных средств)
Показательны следующие цифры: по городу Минску в прошлом году МРЭК были сформированы программы профессиональной трудовой реабилитации для 44 тысяч инвалидов, которые не утратили возможности работать. В то же времячтобы воспользоваться ими, в территориальные центры содействия занятости для поиска вакансий или обучения обратились менее 4 тысяч людей с инвалидностью. Этот фактявно доказывает,что резерв социализации и социального включения пока не осваивается в должной мере в рамках существующих действий.
Отдельного внимания, по мнению работодателей, требует вопрос рассогласованности критериев качества обучения образовательных программ и требований рынка труда. Этот факт был проиллюстрирован на реальном примере девушки с инвалидностью, бухгалтера по профессии – у которой оценки хорошие, а к работе она оказалась непригодна. Ей требуется доучивание и переподготовка, осуществлять которую делатьдостаточно дорого.
ВЫВОД 1:Качество подготовки людей с инвалидностью в учреждениях образования должно быть не хуже, а по возможности лучше, чем обычных учеников. Это требует адаптации программ обучения, преподавательского состава и, возможно, системы проверки и тестирования знаний и навыков.
На примере проекта «Первые шаги к работе» удалось показать, что люди с инвалидностью не трудоустраиваются не только из-за отсутствия современной инфраструктуры профессионального образования, но также по причине недостатка нужной информации о реальных возможностях, а иногда из-за собственной закомплексованности. В начале проекта на объявление о возможности трудоустройства откликнулось 140 человек. Ко второму году проекта поступило уже более тысячи запросов и звонков. То есть потенциал велик и в будущем важно иметь подготовленную структуру рабочих мест и образовательных услуг.
Примечателен факт того, что на современном рынке труда существует достаточно большой набор вакансий, для которых не требуется длительная подготовка (к примеру сортировка, маркировка, расфасовка, контроль ит.д.). В принципе было бы достаточно кратких курсов, чтобы подготовить людей к ним.Эту подготовку можно проводить и непосредственно на рабочем месте т.к. многие люди с инвалидностью таким образом лучше встраиваются в рабочий процесс.
Опыт проекта показал, что для успешного трудоустройства и социализации в большинстве случаев требуется индивидуальное сопровождение специального тьютора или консультанта, который должен помогать подопечному решать всё множество вопросов, предусмотреть которые трудно и решение которых требует специальных знаний и опыта.
В подготовке людей с инвалидностью важно учитывать определённый разрыв между желаниями людей с инвалидностью, желаниями их опекунов и реальностью рынка. За консультацией по решению этого вопроса пока не к кому обратиться.
ВЫВОД 2: Требуется создание парламентской комиссия которая бы на постоянной основе занималась вопросами совершенствования существующего законодательства в области трудоустройства и социализации инвалидов и других маргинализированных слоёв населения, адаптации под эти задачи существующих регламентов и инструкций, их согласования и синхронизации с актуальными рыночными и общественными условиями. В её состав обязательно должны входить представители как минимум пяти сторон:
1. Образование (формальное и неформальное)
2. Соцзащита (законодательство и инфраструктура)
3. Работодатели (государственных и негосударственных предприятий)
4. Общественные организации (БелАПДиМИ) для представления интересов целевой группы
5. Специализированные социальныепредприятия (где люди с инвалидностью составляют более 50%). В этой группе особый интерес представляют недавно созданные субъекты, а также предприятия работающие с использованием современных технологий и услуг.
В ходе круглого стола был отдельно рассмотрен опыт становления и вхождения в рынок новогосоциального предприятия. Очевидно выяснилась необходимость особой компетентности руководителя такого предприятия в области использования существующих льгот и госсубсидий, поиска площадей аренды по пониженной ставке (0,1), особенностями работы с персоналом, образования в сфере маркетинга и т.д.
ВЫВОД 3:Требуется создать особые инкубаторы социального предпринимательства (например со льготной арендой на 3 года, доступным консультированием и т.д.), которые могли бы стать «точками роста» социальных предприятий как сферы нашей экономики.Важно чтобы они ориентировались на современные технологии и виды бизнеса и были бы устойчивыми в экономическом плане.
Предприятия и компании подписавшие договор о Корпоративной социальной ответственности (КСО), также могли бы внести свой вклад в решение этого вопроса. На данном круглом столе пока лишь было отмечено, что необходимо проводить отдельное мероприятие с обсуждением возможных конкретных форм и методов использования КСО как инструмента для трудоустройства и социализации людей с инвалидностью.
Модератор круглого стола
Леонид Калитеня 05-11-2013