Сфера услуг для людей с инвалидностью
6 августа 2014г. по инициативе союза юридических лиц «Республиканская конфедерация предпринимательства» состоялся круглый стол «О состоянии и развитии малого бизнеса в сфере услуг: взгляд потребителей. Проблема доступности для людей с ограниченными возможностями». Могут ли сегодня люди с инвалидностью беспрепятственно пользоваться всем существующим спектром услуг: торговля, общественное питание, бытовое обслуживание и др.? Было отмечено, что, несмотря на значительные положительные изменения в создании безбарьерной среды (создание магазинов шаговой доступности, обеспечение устройствами доступности (пандусы) и др.), данные меры носят достаточно разрозненный характер и в полной мере не способствуют возможности людям с инвалидностью пользоваться всем спектром предлагаемых услуг на рынке. Так, например, пандусы установлены не во всех жизненно необходимых объектах, гостиничные номера не оборудованы необходимыми устройствами для беспрепятственного пользования ими, не везде перекрестки оснащены специальными звуковыми устройствами. Было обозначено, что для устранения существующих проблем необходимо реализовывать комплексный подход, который позволил бы воспользоваться всем комплексом существующих услуг людям с инвалидностью.
В Республике Беларусь действуют две государственные программы, направленные на решение обозначенных проблем:
- КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НА 2011 – 2015 ГОДЫ
- ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ПО СОЗДАНИЮ БЕЗБАРЬЕРНОЙ СРЕДЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИЗИЧЕСКИ ОСЛАБЛЕННЫХ ЛИЦ НА 2011 – 2015 ГОДЫ
Целью Государственной программы по созданию безбарьерной среды жизнедеятельности физически ослабленных лиц на 2011-2015 гг. (далее – Государственная программа) является формирование доступной среды жизнедеятельности физически ослабленных лиц для их полноправного участия в жизни общества, реализации гражданских, экономических, политических и других прав, предусмотренных Конституцией и законами Республики Беларусь.
В целях решения задач Государственной программы предусматривается реализовать мероприятия по созданию безбарьерной среды жизнедеятельности физически ослабленных лиц, включающие:
совершенствование нормативных правовых актов в части приспособления среды жизнедеятельности к потребностям физически ослабленных лиц, в том числе путем разработки и внедрения технических нормативных правовых актов, направленных на создание безбарьерной среды для инвалидов и других категорий физически ослабленных лиц;
развитие производства специального оборудования и приспособлений, обеспечивающих доступность среды жизнедеятельности для инвалидов с учетом их потребностей;
переподготовку и повышение квалификации специалистов по вопросам приспособления различных объектов инфраструктуры для доступа физически ослабленных лиц;
проведение научно-практических конференций и семинаров по преобразованию среды жизнедеятельности в доступную для лиц с ограниченными физическими возможностями;
выполнение работ по созданию безбарьерной среды на 5032 объектах социальной и другой инфраструктуры, приспособлению имеющегося жилищного фонда, в том числе проведение реконструкции и ремонта, обеспечивающих беспрепятственный доступ внутри помещения и к нему;
пополнение транспортного состава низкопольным пассажирским транспортом, в том числе оснащенным специальным оборудованием для перевозки инвалидов-колясочников;
оборудование Минского метрополитена элементами безбарьерной среды;
организацию вблизи объектов социальной инфраструктуры мест для стоянки транспортных средств с опознавательным знаком “Инвалид”, обозначенных соответствующими дорожными знаками и разметкой проезжей части;
установку дорожных знаков, светофоров с синхронными звуковыми сигналами;
приспособление зон остановок общественного наземного пассажирского транспорта;
адаптацию наземных и подземных пешеходных переходов для пользования гражданами на креслах-колясках и лицами с нарушениями зрения;
реализацию пилотного проекта по оборудованию социально значимых объектов городской инфраструктуры, общественного транспорта речевыми электронными информаторами на территории городов Бреста и Пинска с последующим внедрением опыта в других регионах республики;
увеличение количества транслируемых новостных, познавательных, развлекательных телевизионных передач с сопровождением субтитров бегущей строкой;
обеспечение наличия звуковой информации для лиц с нарушениями зрения;
обеспечение дублирования звуковой информации с помощью визуальных средств (бегущей строки, письменной информации для лиц с нарушением слуха);
оказание информационной помощи инвалидам с нарушением слуха (зрения) на вокзалах, в аэропортах, иных местах общего пользования;
адаптацию банкоматов к нуждам слабовидящих пользователей;
издание книг серии “Школьная библиотека” шрифтом Брайля для детей – инвалидов по зрению.
Вместе с тем, на встрече отмечалось, что сегодня совершенствование нормативных правовых актов в части приспособления среды жизнедеятельности к потребностям физически ослабленных лиц, в том числе путем разработки и внедрения технических нормативных правовых актов, направленных на создание безбарьерной среды, осуществлено наиболее полно лишь в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности. Так, согласно статье 10 «Обеспечение формирования среды обитания для физически ослабленных лиц» Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь»:
1. Среда обитания должна способствовать социальной адаптации физически ослабленных лиц, к которым в целях настоящего Закона относятся инвалиды, а также лица с ограниченными возможностями передвижения (престарелые, лица с повреждением опорно-двигательного аппарата, беременные, дети дошкольного возраста, взрослые с детьми на руках или в колясках).
Физически ослабленным лицам при осуществлении архитектурной, градостроительной и строительной деятельности должна создаваться безбарьерная среда, то есть условия, обеспечивающие возможность беспрепятственного передвижения (в том числе пешком, на колясках, личном и общественном транспорте), доступа в здания и сооружения, включая жилые дома и квартиры, передвижения и деятельности внутри этих объектов, а также в местах отдыха и туризма, иных объектах рекреационного и оздоровительного назначения.
2. При формировании среды обитания в градостроительной документации должно предусматриваться создание сети специальных объектов для физически ослабленных лиц с учетом их возраста и (или) заболеваний (больницы, центры реабилитации, дома ветеранов, дома-интернаты для инвалидов и престарелых и иные объекты).
3. Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь и местные исполнительные и распорядительные органы должны привлекать представителей общественных объединений и иных организаций физически ослабленных лиц для участия в подготовке решений в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, касающихся интересов физически ослабленных лиц.
Разработаны технические регламенты, способствующие реализации указанных в законе направлений. Так, согласно статье 5 Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2009 № 1748 «Об утверждении технического регламента Республики Беларусь «Здания и сооружения, строительные материалы и изделия. Безопасность» (ТР 2009/013/BY)»:
пути передвижения людей не должны иметь опасных препятствий и преград, ограничивающих безопасность передвижения, и должны соответствовать следующим требованиям:
иметь достаточные размеры, безопасные уклоны и подъемы в направлении передвижения;
иметь покрытия с соответствующим коэффициентом трения;
оснащаться лестницами, обеспечивающими доступ на верхние этажи вне зависимости от наличия лифта и (или) эскалатора;
иметь лестничные площадки соответствующих размеров через определенные интервалы между лестничными пролетами или пандусами с целью предотвращения недопустимой усталости людей.
Однако разработка соответствующих нормативных правовых актов требуется и в иных сферах.
Возможность пользоваться услугами по законодательству не может быть ограничена по признаку инвалидности. Согласно ст. 13 Конституции Республики Беларусь государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества; обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях. На круглом столе отмечалось, что многие сферы услуг для людей с инвалидностью монополизированы, малый бизнес не оказывает значительного спектра услуг для людей с инвалидностью (услуги сиделок, производство технических средств реабилитации и т.д.) Очевидно, что мер государственной поддержки не достаточно, необходимаразмонополизация некоторых сфер оказания услуг, стимулирование субъектов малого предпринимательства. Примером экономического стимулирования может быть п.п. 1.16 п. 1 ст. 94 Налогового Кодекса Республики Беларусь, согласно которому освобождаются от налога на добавленную стоимость обороты по реализации на территории Республики Беларусь товаров (работ, услуг), за исключением подакцизных товаров, брокерских и иных посреднических услуг, передачи имущества в аренду (финансовую аренду (лизинг)), произведенных (выполненных, оказанных) плательщиками, у которых численность инвалидов составляет не менее 50 процентов от списочной численности работников в среднем за период с учетом средней численности работающих по совместительству с местом основной работы у других нанимателей, а также средней численности лиц, выполнявших работу по гражданско-правовым договорам (в том числе договорам подряда).
Несмотря на значимость закрепления подобного положения в законодательстве Республики Беларусь, очевидно, что для субъектов малого предпринимательства данное условие практически невыполнимо, учитывая небольшое совокупное количество работников. Полагаем, что даже наличие 1-2 человека с инвалидностью должно приводить к возникновению основания для получения льгот, величина которых будет варьироваться в зависимости от количества работающих людей с инвалидностью.
Таким образом, Республика Беларусь находится лишь на начальном этапе становления безбарьерной среды. Существуют огромное количество вопросов, требующих разрешения для полноценного формирования доступной среды жизнедеятельности людей с инвалидностью, для их полноправного участия в жизни общества, реализации гражданских, экономических, политических и других прав.