«Семья, ребенок и общество»
С 1 октября 2011 г. Житковичская ПО ОО «БелАПДИиМИ» реализует инициативу «Семья, ребенок и общество» в рамках проекта «Развитие потенциала НГО в решении вопросов в области психического здоровья в Республике Беларусь».
Задачами проекта являются:
– вовлечение родителей, воспитывающих детей и молодых людей, имеющих особенности психические заболевания, в проводимый опрос (анкетирование);
– подготовка и поиск информации по основам воспитания детей и молодых людей, имеющих такіе особенности, как психические заболевания.С 1 октября 2011 г. Житковичская ПО ОО «БелАПДИиМИ» реализует инициативу «Семья, ребенок и общество» в рамках проекта «Развитие потенциала НГО в решении вопросов в области психического здоровья в Республике Беларусь».
Задачами проекта являются:
– вовлечение родителей, воспитывающих детей и молодых людей, имеющих особенности психические заболевания, в проводимый опрос (анкетирование);
– подготовка и поиск информации по основам воспитания детей и молодых людей, имеющих такіе особенности, как психические заболевания.
На данном этапе проведено анкетирование группой оценки сообщества своих потребностей. На основании опроса установлены основные проблемы, трудные вопросы, связанные с развитием и воспитанием детей. Проведен мониторинг, определенны потребности для преодоления самоизоляции, выделены наиболее типичные ошибки в воспитании, трудности, связанные с развитием и воспитанием детей, подготовлены темы тренингов для родителей и специалистов, работающих с детьми, имеющими особенности психического здоровья.
В анкете было задано 8 вопросов, касающихся выявления проблем семьи, воспитывающих детей с особенностями.
На вопрос «Как Вы считаете, есть ли в нашем обществе дискриминация детей и молодых людей с особенностями психического и интеллектуального развития? Приведите примеры из жизни»:
– 81% респондентов ответили «да»;
– 14% ответили «нет»;
– 5% анкетируемых сказали, что затрудняются ответить.
В примере указывалась дискриминация при трудоустройстве, отсутствии возможности выбора профессии. Нет в нашем районе в полной мере интегрированных групп в детских садах и классов в школе, нет реабилитационной помощи для детей. Указывали на неуважительное отношение незнакомых детей, которые смеются и показывают пальцем вслед. Есть проблемы при посещении магазина и общественного транспорта. Иногда слышат оскорбления в свой адрес. Был в комментариях и такой ответ: «Наверное, есть дискриминация, но не сталкивались».
На вопрос «Какое будущее Вы видите для своего ребенка или других знакомых детей и молодых людей с особенностями психического и интеллектуального развития»:
– 38% респондентов ответили «никакого»,
– 34% затруднялись ответить ,
– 14% «достойное»,
– 6% «хорошее»,
– 4% «нормальное»,
– 2% «оптимистическое»,
– 2% «плачевное».
Некоторые отвечали, что будущее своих детей видят рядом с ними. Если будущее достойное, то это только в мечтах.
На вопрос «Считаете ли Вы, что в нашем обществе созданы условия для полноценной жизни людей с особенностями психического и интеллектуального развития. Если нет, то что, на Ваш взгляд, необходимо изменить, чтобы улучшить ситуацию» – наибольшее количество респондентов ответили «нет» – 94%.
Анкетируемые хотели бы изменить многое: – изменить сознание нашего общества, – психологию людей.
*Надо с раннего возраста в детях воспитывать культуру общения с людьми с психическими заболеваниями и тогда, когда они вырастут, то своих детей будут воспитывать в том же духе. Создать условия для полноценной жизни детям и их родителям.
*Необходимо наладить систему круглосуточного пребывания детей с психическими заболеваниями в центрах в экстренных случаях (дать родителям возможность уделить внимание своему здоровью).
*В нашем районе назрела необходимость создания трудовых мастерских для молодых людей с ограниченными возможностями.
*Должна работать правовая система по защите прав инвалидов.
*Необходима хорошая материальная база для осуществления социальных программ. Родители просят большего внимания со стороны органов власти, а также отрегулировать постоянный подвоз детей в коррекционный центр.
На вопрос «Что Вы можете рекомендовать или посоветовать семьям, воспитывающим детей или молодых людей с особенностями психического и интеллектуального развития» – были разнообразные рекомендации и пожелания.
– Желали терпения и веры в себя и своих детей, высоко держать голову и никогда не сдаваться, здоровья, любви, понимания.
– Любить своих детей такими, какими они есть, прислушиваться к желаниям и мнению своего ребенка, помочь ему адаптироваться к реальной жизни.
– Научиться жить со своими детьми, не отчаиваться и не опускать руки.
– Как можно чаще выходить в общество и быть вместе для решения различных проблем.
– Для решения возникающих проблем обращаться к специалистам, читать соответствующую литературу и не бояться просить помощи и совета.
Данная работа была проведена для создания центра «Взаимопомощь», преодоления самоизоляции, выявления основных барьеров в воспитании „особого” ребенка, определения проблем и поиска возможных путей их разрешения. Данная программа улучшит психосоциальную и правовую среду семей города и района, воспитывающих детей и молодых людей, имеющих особенности психические заболевания.
Елена Страх, председатель Житковичской ПО ОО «БелАПДИиМИ»
На данном этапе проведено анкетирование группой оценки сообщества своих потребностей. На основании опроса установлены основные проблемы, трудные вопросы, связанные с развитием и воспитанием детей. Проведен мониторинг, определенны потребности для преодоления самоизоляции, выделены наиболее типичные ошибки в воспитании, трудности, связанные с развитием и воспитанием детей, подготовлены темы тренингов для родителей и специалистов, работающих с детьми, имеющими особенности психического здоровья.
В анкете было задано 8 вопросов, касающихся выявления проблем семьи, воспитывающих детей с особенностями.
На вопрос «Как Вы считаете, есть ли в нашем обществе дискриминация детей и молодых людей с особенностями психического и интеллектуального развития? Приведите примеры из жизни»:
– 81% респондентов ответили «да»;
– 14% ответили «нет»;
– 5% анкетируемых сказали, что затрудняются ответить.
В примере указывалась дискриминация при трудоустройстве, отсутствии возможности выбора профессии. Нет в нашем районе в полной мере интегрированных групп в детских садах и классов в школе, нет реабилитационной помощи для детей. Указывали на неуважительное отношение незнакомых детей, которые смеются и показывают пальцем вслед. Есть проблемы при посещении магазина и общественного транспорта. Иногда слышат оскорбления в свой адрес. Был в комментариях и такой ответ: «Наверное, есть дискриминация, но не сталкивались».
На вопрос «Какое будущее Вы видите для своего ребенка или других знакомых детей и молодых людей с особенностями психического и интеллектуального развития»:
– 38% респондентов ответили «никакого»,
– 34% затруднялись ответить ,
– 14% «достойное»,
– 6% «хорошее»,
– 4% «нормальное»,
– 2% «оптимистическое»,
– 2% «плачевное».
Некоторые отвечали, что будущее своих детей видят рядом с ними. Если будущее достойное, то это только в мечтах.
На вопрос «Считаете ли Вы, что в нашем обществе созданы условия для полноценной жизни людей с особенностями психического и интеллектуального развития. Если нет, то что, на Ваш взгляд, необходимо изменить, чтобы улучшить ситуацию» – наибольшее количество респондентов ответили «нет» – 94%.
Анкетируемые хотели бы изменить многое: – изменить сознание нашего общества, – психологию людей.
*Надо с раннего возраста в детях воспитывать культуру общения с людьми с психическими заболеваниями и тогда, когда они вырастут, то своих детей будут воспитывать в том же духе. Создать условия для полноценной жизни детям и их родителям.
*Необходимо наладить систему круглосуточного пребывания детей с психическими заболеваниями в центрах в экстренных случаях (дать родителям возможность уделить внимание своему здоровью).
*В нашем районе назрела необходимость создания трудовых мастерских для молодых людей с ограниченными возможностями.
*Должна работать правовая система по защите прав инвалидов.
*Необходима хорошая материальная база для осуществления социальных программ. Родители просят большего внимания со стороны органов власти, а также отрегулировать постоянный подвоз детей в коррекционный центр.
На вопрос «Что Вы можете рекомендовать или посоветовать семьям, воспитывающим детей или молодых людей с особенностями психического и интеллектуального развития» – были разнообразные рекомендации и пожелания.
– Желали терпения и веры в себя и своих детей, высоко держать голову и никогда не сдаваться, здоровья, любви, понимания.
– Любить своих детей такими, какими они есть, прислушиваться к желаниям и мнению своего ребенка, помочь ему адаптироваться к реальной жизни.
– Научиться жить со своими детьми, не отчаиваться и не опускать руки.
– Как можно чаще выходить в общество и быть вместе для решения различных проблем.
– Для решения возникающих проблем обращаться к специалистам, читать соответствующую литературу и не бояться просить помощи и совета.
Данная работа была проведена для создания центра «Взаимопомощь», преодоления самоизоляции, выявления основных барьеров в воспитании „особого” ребенка, определения проблем и поиска возможных путей их разрешения. Данная программа улучшит психосоциальную и правовую среду семей города и района, воспитывающих детей и молодых людей, имеющих особенности психические заболевания.
Елена Страх, председатель Житковичской ПО ОО «БелАПДИиМИ»