Семинар «Помощь лицам с нарушением интеллекта»
NGO “BelAPDIiMI” cooperates actively with foreign organizations in order to exchange experience. On the 17-18th of June training seminar “Support for people with intellectual disabilities” was held by coaches from Lithuania in order to increase parental awareness and provide further training to specialists. Participants noted the importance of the discussion of problematic situations in mixed groups consisting of parents and specialists, as it allows looking at the situation from different points, realizing the need of families and children, and finding positive ways out of the crisis.
Социальный и медицинский подходы в понимании инвалидности; потребности людей с ограниченными возможностями и его семьи, а также создание необходимых условий для полноценной жизни человека с инвалидностью – основные вопросы, которые рассматривались на семинаре «Помощь лицам с нарушением интеллекта» 17-18 июня 2013 года. Семинар проводили лекторы из Литвы.
В обучающем мероприятии приняли участие специалисты из центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации с различных регионов республики; центров социального обслуживания населения, центра раннего вмешательства и родители детей и молодых людей с инвалидностью.
В настоящее время происходит переход от медицинской модели понимания инвалидность, когда весь акцент переводится на диагноз, к социальной, при которой основной целью является создание в сообществе необходимых условий, которые могут удовлетворять потребности людей с инвалидностью.
При работе с семьей, воспитывающей ребенка с особенностями психофизического развития, имеется две основные проблемы:
- поведение ребенка (гиперактивность, сенсорные проблемы, проблемы коммуникации, аутистические черты).
- кризис семьи (нарушение отношений между членами, гиперопека над ребенком, нарушения отношений матери-ребенка).
Соответственно необходимо предложить поддержку семье в целом и создать условия для удовлетворения медицинских, образовательных и социальных потребностей ребенка с особенностями психофизического развития.
Необходимо помочь ребенку в формировании саморегуляции – базовой способности человека, которая дает возможность ребенку успокоится, предупредить стресс и исследовать окружающую среду а также предупредить агрессию и импульсивность.
Саморегуляция зависит от сенсорной системы и восприятия окружающего мира. Если у ребенка есть нарушения, то для него необходима специальная программа развития.
В таких случаях предлагается структурное обучение – динамическая и гибкая программа учения для детей с нарушениями развития, аутистов и других детей, а также их семей.
Цели структурного учения:
- Помочь стать самостоятельным;
- Уменьшить нарушения поведения;
- Развивать навыки ежедневной жизни;
- Приобрести навыки познания;
- Улучшить навыки общения.
Отдельным блоком на семинаре рассматривалась альтернативная и вспомогательная коммуникация – одно из средств обучения детей, имеющих нарушения развития.
Альтернативная коммуникация может выступать вместо речи, как форма коммуникации для детей, у которых речь вообще отсутствует. А также необходима вспомогательная коммуникация – дополнительная помощь детям, у которых недостаточно развита устная речь.
Состоялась презентация видеофильмов по демонстрации способов обучения детей альтернативной коммуникации с использованием предметов, картинок/фотографий и пиктограмм в виде символов.
В завершающей части семинара участникам в рабочих группах было предложено решение социальных задач – различные семейные ситуации, требующие организации помощи и поддержки семьям, которые находятся в кризисных ситуациях.
Участники отметили важность обсуждения проблемных семейных ситуаций в группах, состоящих из родителей и специалистов, т.к. это позволяет рассмотреть ситуацию с различных сторон, понять потребности семей и детей, а также найти положительные пути выхода из кризисных ситуаций.