Перспективы социального предпринимательства в Беларуси
С 29 февраля по 4 марта 2016 г. в г. Минске впервые проходила Неделя белорусского предпринимательства, инициаторами которой стали Союз юридических лиц «Республиканская Конфедерация предпринимательства» при поддержке Министерства экономики, Департамента по предпринимательству, Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей, ОО «Минский столичной союз предпринимателей и работодателей».
Руководитель УП “АртИдея” ОО «БелАПДИиМИ» Наталья Амплеева приняла участие в работе Круглого стола, посвященного перспективам развития социальных предприятий в Беларуси. Мероприятие состоялось в рамках Недели белорусского предпринимательства и проходило в Государственном институте управления и социальных технологий Белгосуниверситета.
На Круглом столе представителями «социального» бизнеса и общественных организаций обсуждались вопросы участия НГО, бизнес-структур и молодежи в социальном предпринимательстве; механизмы государственной поддержки и совершенствование инструментов частно-государственного партнерства в социальной сфере; возможности и условия развития социального предпринимательства в стране; создание комфортных условий для развития новой социально-экономической модели предпринимательства.
Социальные предприниматели были всегда, хотя их так и не называли.
«Дашь голодному рыбу – накормишь его на один день, дашь удочку – поможешь ему прокормить себя самому». Этот принцип лег в основу весьма популярного сегодня направления благотворительности, называемого социальным предпринимательством. Пожалуй, это была одна из первых успешных попыток реализации проектов в этом направлении. Она была связана с именем и деятельностью святого праведного Иоанна Кронштадтского, создавшего еще в 1870 г для жителей города, где он служил, Дом трудолюбия. Здесь каждый нуждающийся мог найти себе работу, получить приют и заботу.
Во многих странах социальных предпринимателей поддерживает государство. В белорусском законодательстве понятия “социальное предпринимательство” пока не существует, как и чётких критериев его определения. В последнее время в нашей стране наблюдается большой рост интереса к теме социального бизнеса со стороны предпринимательского сообщества, представители которого осознанно становятся на путь социальных инноваций, помощи нуждающимся гражданам, решая при этом не только экономические задачи, но и достигая серьезного социального эффекта.
Участники мероприятия обсудили развитие социального предпринимательства в Республике Беларусь, определили ключевые сферы, в которых социально-ориентированный бизнес будет наиболее востребован для жителей нашей страны, а также рассмотрели существующие сложности в деятельности социальных предприятий и возможные механизмы поддержки малого и среднего бизнеса в социальной сфере.
Государство должно понимать, что субъекты малого и среднего бизнеса берут на себя решение крайне важных для общества проблем, с решением которых государство порой не справляется.
На круглом столе состоялась презентация нескольких бизнес-кейсов: деятельность американской компании “TROSA”, которая входит в пятерку социальных бизнес-компаний США и представляет собой гибридную корпорацию, включающую 5 предприятий и совмещающую трудоустройство людей с наркотической зависимостью с государственной программой их реабилитации, поддерживаемой американским правительством; российского фонда “Наше будущее”, который является лидером и “катализатором” процессов развития и поддержки социального предпринимательства в России; белорусской краудфандинговой платформы “Улей”, которая является успешным опытом финансирования социальных проектов.
Обращаясь к белорусскому опыту ведения социального бизнеса, участники круглого стола познакомились с работой социального предприятия “АртИдея” ОО «БелАПДИиМИ» – примером социального предпринимательства, использующим эффективную модель трудовой занятости людей с инвалидностью. Директор предприятия – Наталья Амплеева, медик по образованию, 10 лет назад поставила себе цель создать социально-трудовую мастерскую для ребят с интеллектуальными нарушениями. Ранее многие их этих людей считались необучаемыми, и о том, что они начнут зарабатывать самостоятельно на жизнь, речь даже не шла. Однако социализация и индивидуальная работа с каждым таким работником сегодня дают ощутимый результат: сейчас “Арт-Идея” производит полиграфические товары (визитки, плакаты, календари и т.п.), сувенирную продукцию для свадебных церемоний (бонбоньерки, дизайнерские открытки и карточки рассадки гостей) и галантерейные товары для детей (заколки, браслеты, брошки и т.п.).
“Мы хотим выстроить модель трудоустройства для этой категории людей, т.е. к нам приходит человек человек с инвалидностью, а мы апробируем его в мастерской, смотрим, на что он способен, какие виды деятельности ему предлагать. Потом трудоустраиваем по государственной программе адаптации к рабочему месту на своем предприятии, где мы шлифуем его навыки, возможности, и в течение года подыскиваем ему место на рынке труда. За 5 лет работы нашего предприятия таким образом мы трудоустроили 18 человек”, – поделилась опытом Наталья Амплеева. Она отметила, что пока в Беларуси её социальное предприятие воспринимают исключительно как обычную коммерческую структуру, при этом из тринадцати работников “Арт-Идеи” десять человек имеют интеллектуальные нарушения, а трое являются людьми пожилого возраста – на полную рабочую ставку на предприятии не работает ни один человек. Предприятие не участвует ни в одной из госпрограмм реабилитации и не имеет преференций в статусе социального бизнеса.
Участники встречи согласились, что пока в Беларуси обращается недостаточно внимания на успех социальных предприятий и на решение вопросов трудоустройства людей с разными формами инвалидности.
На Круглом столе была сделана очередная попытка очертить четкую грань в определении термина «Социальное предпринимательство», так как в современном обществе нельзя ориентироваться исключительно на получение сверхприбылей, а коммерческий успех должен сопровождаться социальным эффектом.
В статье использованы материалы Натальи Амплеевой и сайта ОДБ Брюссель