Цвет сайта
Изображения
Расстояние между буквами
Шрифт

Нововведения в Кодекс об образовании

КодексОбразованиеМинистерство образования вынесло для общественного обсуждения проект Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об образовании». В данной статье мы рассмотрим предложенные поправки в Кодекс об образовании, сделав акцент на наиболее важных аспектах, относящихся к деятельности ОО «БелАПДИиМИ».

Инновацией является закрепление в Кодексе об образовании понятия «инклюзивное образование», в соответствии с которым, « инклюзивное образование – обучение и воспитание, в процессе которых особые образовательные потребности всех обучающихся, в том числе лиц с особенностями психофизического развития, удовлетворяются в учреждениях основного и дополнительного образования при создании в них соответствующих условий и наиболее полном включении в образовательный процесс каждого обучающегося».

Предложенный в проекте Кодекса термин «инклюзивное образование» весьма актуален. Инклюзивное образование – это такой процесс обучения и воспитания, при котором все учащиеся, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются вместе со своими сверстниками без инвалидности, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку. Однако, согласно Кодексу об образовании, инклюзивное образование находится в одном ряду с общим, специальным и интегрированным, а значит, инклюзивное образования понимается как некая альтернатива, что противоречит самой идее инклюзии. Соответственно в Кодексе отсутствуют необходимые нормы, способствующие распространению инклюзивности как качества всего образования.

В статье 3 Кодекса об образовании получит закрепление еще одна государственная гарантия прав в сфере образования, а именно:

за воспитанниками, осваивающими содержание образовательной программы дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, осуществляется присмотр и уход. В государственных учреждениях образования с законных представителей воспитанников взимается плата за осуществление присмотра и ухода за ребенком. Размер платы за осуществление присмотра и ухода за воспитанником, порядок ее взимания, категории воспитанников, законные представители которых полностью или частично освобождаются от взимания платы за осуществление присмотра и ухода за ними, устанавливаются Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом.

В связи с закреплением указанной гарантии, в Кодексе об образовании появится новая правовая конструкция, а именно: договор об организации ухода и присмотра за воспитанниками.

Уход и присмотр за воспитанниками осуществляется педагогическими работниками, иными работниками учреждения образования, реализующего образовательную программу дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, которые в соответствии с должностными обязанностями осуществляют уход и присмотр за воспитанникамина основании договора об организации ухода и присмотра за воспитанниками.

Договор об организации ухода и присмотра за воспитанником заключается между учреждением образования и законным представителем этого воспитанника.

Существенными условиями договора об организации ухода и присмотра за воспитанниками являются:

1. предмет договора;

2. срок организации ухода и присмотра за воспитанниками;

3. стоимость организации ухода и присмотра за воспитанниками порядок ее изменения;

4. порядок расчетов за организацию ухода и присмотра за воспитанниками;

5. ответственность сторон.

Позитивным аспектом является выделение в качестве одной из форм получения образования, наряду с очной и заочной формами, дистанционной формы обучения.

Дистанционная форма получения образования – обучение и воспитание, предусматривающее преимущественно самостоятельное освоение содержания образовательной программы обучающимся на основе использования дистанционных образовательных технологий, обеспечивающих проведение учебных занятий (занятий), консультационных и контрольных мероприятий, текущей и промежуточной аттестации, при дистанционном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.

Закрепление в Кодексе об образовании данной формы получения образования имеет особую актуальность, так как даже при значительных усилиях системы образования по обеспечению доступности образования, в ряде случаев дистанционное образование остается наиболее приемлемой для  людей с инвалидностью формой получения специальности.

Уточнены правила предоставления мест для проживания в общежитиях. Так, расширен перечень лиц, которым в государственных учреждениях образования места для проживания в общежитиях предоставляются бесплатно. Появилась категория лиц с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями, проживающих в сельских населенных пунктах, которым места для проживания в общежитиях предоставляются на время прохождения ими курса социальной реабилитации в центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. Более того, в  государственных учреждениях образования места для проживания в общежитиях предоставляются бесплатно для законного представителя несовершеннолетнего лица с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями, проживающего в сельском населенном пункте, на время прохождения этим лицом курса социальной реабилитации в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.

Уточнены положения, касающиеся цента коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.

В центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации могут получать образование или коррекционно-педагогическую помощь лица с аутистическими нарушениями.

Аутистические нарушения – разные по степени выраженности нарушения поведения, общения и социального взаимодействия.

В центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации получают образование лица с аутистическими нарушениями, у которых нарушение поведения, общения и социального взаимодействия выражены в такой степени, что требуют постоянного сопровождения взрослого и создания специальной среды, приспособленной к их возможностям и потребностям.

Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации организует сопровождение обучающихся с аутистическими нарушениями в условиях инклюзивного образования, интегрированного обучения и воспитания, включая составление индивидуальных рекомендаций по созданию специальных условий применительно к каждому обучающемуся и оказание коррекционно-педагогической помощи лицам с неглубокими аутистическими нарушениями. В центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации создаются условия для оказания ранней комплексной помощи лицам с аутистическими нарушениями.

Вместе с тем, несмотря на позитивные тенденции в реформировании законодательства об образовании, многие вопросы требуют разрешения и доработки. Внесение вышеуказанных и иных изменений в Кодекс об образовании не способствует в полной мере отсутствию дискриминации в сфере образования. В частности, новая редакция Кодекса не пытается разрешить такую проблему права на образование (в частности высшее) для лиц с инвалидностью, как ограничение в выборе специальности для обучения перечнем рекомендаций МРЭК (Медико-реабилитационная  экспертная комиссия). И это снова возвращает к вопросу о необходимости реализации антидискриминационного похода в обеспечении доступности образования. Доработки требуют положения, касающиеся инклюзивного образования, так как в Кодексе об образовании отсутствуют необходимые и достаточные процессуальные нормы, способствующие распространению инклюзивности как качества всего образования.

 

Ждем ваших комментариев!

 

Юрисконсульт ОО «БелАПДИиМИ»

Шадуро Кристина Викторовна

Тел. +375291815208

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *