Ключевые элементы социальной работы
В учреждения социальной защиты обращается много нуждающихся граждан, и для каждого его вопрос является первостепеннейшим. Задача сотрудников – оказать помощь всем обратившимся: и пожилым людям, и семьям детей с инвалидностью, и многодетным семьям, и одиноким матерям…
У каждой категории клиентов свои потребности, как общие (например, выплаты), так и сугубо индивидуальные.
Как грамотно оценить потребности людей с инвалидностью и оказать им качественную поддержку? Какими знаниями, умениями и навыками должен обладать специалист по социальной работе?
Многие выпускники факультетов социального профиля не имеют достаточно знаний для работы с людьми с ограничениями. Как и специалисты, уже работающие на местах.
В рамках сотрудничества ОО «БелАПДИиМИ», ГУО «Республиканский институт повышения квалификации и переподготовки работников Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь» (РИПК) и Международной благотворительной организации «Проект поддержки детям Беларуси» (Великобритания) идет реализация совместного образовательного проекта.
Целью обучающих мероприятий является подготовка сотрудников социальной сферы к консультационной деятельности при внедрении инноваций, связанных с организацией сопровождаемого проживания людей с особенностями психофизического развития.
Повышение квалификации включает в себя четыре учебных модуля, два из которых состоялись 16-19.04. и 24-27.09.2013 на базе РИПК. Тренерами выступили преподаватели Манчестерского университета и специалисты-практики Джефф Райт и Эрин Кинг. Слушатели – сотрудники учреждений социальной защиты из г. Минска и регионов республики.
Содержание обучающих мероприятий касалось философии социальной работы, правового обеспечения поддержки людей с умственными ограничениями, их права принимать решения и самостоятельно планировать свою жизнь.
Пять принципов Акта об умственных способностях
(Великобритания, 2005г.):
• Предполагается, что человек обладает умственными способностями, если не доказано обратное.
• До тех пор, пока не будут предприняты все практические шаги для того, чтобы помочь человеку принять решение, и не выяснится, что ему это не удалось, к этим лицам нельзя относиться, как к тем, кто не обладает данными способностями в полной мере.
• Неразумное решение НЕ должно восприниматься, как признак недостаточных умственных способностей.
• Действовать или принимать решение за людей, недееспособных в принятии решений, в их наилучших интересах.
• Прежде, чем что-либо предпринять, подумайте: можно ли добиться результата, прибегнув к менее ограничительному способу.
Большой блок семинара был посвящен проведению оценки потребностей людей с умственными ограничениями и выявлению потребностей лиц, обеспечивающих уход, управлению рисками и обеспечению безопасности людей с особенностями психофизического развития.
В промежутках между модулями слушатели будут осуществлять практическую деятельность по применению полученных знаний в своих регионах.