Приоритетные направления развития для Беларуси в отношении людей с инвалидностью
Общественное объединение «Белорусская ассоциация помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам» направляет свои предложения по наиболее приоритетным направлениям развития для Беларуси в отношении людей с инвалидностью после 2015 года.
1. Ратификация Конвенции о правах инвалидов.
Изменение белорусского законодательства в целях приведения его в соответствие с Конвенцией о правах инвалидов – в рамках подготовки к ратификации Конвенции (в случае, если Республика Беларусь присоединиться к Конвенции до 2015 г.).
2. Включение (инклюзия) людей с инвалидностью в общество, начиная с раннего возраста.
В первую очередь необходимо создание условий для инклюзивного образования — организация процесса обучения, при которой ВСЕ дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах. Инклюзивное образование закладывает основу для принятия людей с инвалидностью как равноправных членов общества.
3. Введение института ограниченной дееспособности для лиц с интеллектуальными нарушениями и психическими заболеваниями.
В настоящее время законодательство Республики Беларусь предоставляет для совершеннолетних инвалидов с интеллектуальными нарушениями или психическими заболеваниями только два варианта – сохранение дееспособности, которое сопряжено с высоким риском злоупотреблений в отношении таких людей, либо лишение дееспособности, что полностью лишает человека возможности самостоятельно принимать решения о реализации своих прав и устройстве своей жизни. Лишенный дееспособности человек не может совершать никакие сделки, даже мелкие бытовые как, например, приобретение продуктов в магазине или посещение парикмахера. Лишение дееспособности также препятствует вступлению в брак и заключению трудовых отношений. Иными словами, лишение дееспособности полностью исключает человека из участия в жизни общества. В связи с этим исключительно важно вводить новые правовые институты, которые защищают интересы людей с интеллектуальными нарушениями, но не препятствуют при этом их
4. Реализация права на труд и обеспечение занятости людей с инвалидностью (в том числе людей с интеллектуальными нарушениями).
В настоящее время в Республике Беларусь люди с инвалидностью не в полной мере могут реализовать свое право на труд, а люди с интеллектуальными или множественными нарушениями фактически лишены возможности трудиться.
Полагаем, что необходимо принимать меры для организации и поддержки социальных предприятий (например, производственно-интеграционных мастерских), которые предоставляют защищенные рабочие места для людей с инвалидностью, особенно с интеллектуальными или множественными ограничениями. Более того, необходимо совершенствовать условия для трудоустройства людей с инвалидностью на открытом рынке труда.
5. Работа по деинституционализации – от интернатных учреждений к жизни в обществе.
До сих пор стационарные учреждения остаются традиционно сложившейся формой социального обслуживания населения в Республике Беларусь. В настоящее время в стране функционируют 77 домов-интернатов для престарелых и инвалидов, в которых проживают более 17,9 тыс. человек, в том числе 45 – психоневрологического профиля, 22 – для престарелых и инвалидов (общего типа), 10 – для детей-инвалидов. Условия проживания в интернатах не позволяют людям с инвалидностью жить полноценной жизнью и существенно ограничивают их в правах. Известно, что зачастую в интернатах живут люди с различными формами ограничений, не учитываются их индивидуальные потребности, желания и психологическая совместимость.
6. Организация альтернативных форм проживания.
В Беларуси до настоящего время нет альтернативы большим интернатным учреждениям. В случае, когда человек с интеллектуальными нарушениями остается без опеки родителей и близких родственников, он через суд лишается дееспособности и размещается на постоянное проживание в психоневрологический интернат до конца жизни.
Опыт одного из социальных проектов ОО «БелАПДИиМИ» показал, что в Республике Беларусь может быть успешно введена услуга сопровождаемого проживания по месту жительства. Эта услуга обеспечивает людям с инвалидностью возможность проживать самостоятельно при поддержке персонального ассистента и/или социального работника, который оказывает помощь в объеме и форме согласно потребностям клиентов.
Представляем более подробный план реализации пункта
«Организация альтернативных форм проживания»
- Субъект реализации
Министерство труда и социальной защиты, НИИ труда Министерства труда и социальной защиты, Областные Комитеты по труду, занятости и социальной защиты, Территориальные центры социального обслуживания населения, общественные организации (в рамках государственного социального заказа), международные организации.
- Пути реализации
Условия, имеющиеся на данном этапе:
1. Услуга сопровождаемого проживания уже закреплена на законодательном уровне, в общем виде определены ее элементы и круг получателей.
С 1 января 2013 г. услуга сопровождаемого проживания включена в Закон Республики Беларусь «О социальном обслуживании». Статья 30 включает сопровождаемое проживание в перечень социальных услуг, оказываемых государственными организациями, и дает следующее нормативное определение услуги: «оказание содействия лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в социально-трудовой адаптации, расширении социальных связей, определении оптимальных путей организации самостоятельной жизни, инвалидам – в адаптации к условиям быта и трудовой деятельности, подготовке к самостоятельной жизни вне стационарных учреждений и дальнейшее их сопровождение».
Согласно постановлению Совета Министров от 27.12.2012 №1218 «О некоторых вопросах оказания социальных услуг» территориальные центры социального обслуживания будут в ближайшем будущем оказывать услуги сопровождаемого проживания инвалидам 1 группы в дневное время в соответствии с рекомендациями МРЭК или заключением ВКК, а именно:
- услуги помощника по сопровождению инвалида 1 группы с ограниченной способностью к передвижению (не более 20 часов в месяц);
- услуги ассистента инвалида 1 группы с особенностями психофизического развития (для одиноких или одиноко проживающих, не более 30 часов в месяц).
2. В Республике Беларусь развита сеть учреждений социального обслуживания населения, которые оказывают услуги, в том числе и людям с инвалидностью.
3. Существует опыт оказания услуги в рамках проектной деятельности общественных организаций (ОО «БелАПДИиМИ» и др.)
4. Существует сеть образовательных учреждений, готовящих специалистов социальной сферы, а также ГУО «Республиканский институт повышения квалификации и переподготовки работников Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь»
Сложности:
В соответствии с действующим законодательством люди с интеллектуальными нарушениями не попадают в список клиентов по сопровождаемому проживанию.
- Во-первых, большинство из них не могут проживать самостоятельно, а значит, не могут являться одиноко проживающими.
- Во-вторых, 30 часов в месяц не смогут покрыть те услуги, в которых нуждаются люди с интеллектуальными нарушениями.
- В-третьих, в Беларуси пока нет специалистов, которые смогут оказывать услуги сопровождаемого проживания для данной категории людей.
Для организации альтернативных форм проживания в Беларуси является важным:
- Разработка и внедрение форм оценки потребностей человека с инвалидностью, исходя из которой, будет определяться объем предоставляемых услуг, форма и вид сопровождаемого проживания.
- Проработка различных форм и видов сопровождаемого проживания (постоянное, регулярное, периодическое) в зависимости от нуждаемости клиентов в поддержке.
- Разработка механизма выделения социальных жилых помещений в строящихся домах или имеющемся государственном жилищном фонде в количестве, соответствующем нуждаемости в услуге в регионе, и механизма оказания услуги лицам с инвалидностью, имеющим собственное жилье.
- Закрепление законодательно оказание услуги сопровождаемого проживания:
– инвалидам 1 группы не только в дневное время, но и круглосуточно, исходя из оценки потребностей человека с инвалидностью;
– людям с особенностями психофизического развития, имеющим инвалидность 2 и 3 групп, объем и вид которой будет определяться исходя из оценки потребностей человека с инвалидностью. - Определение и закрепление законодательно источников и объема финансирования услуги сопровождаемого проживания
- В рамках оказания услуги сопровождаемого проживания для совершеннолетних людей с умственными ограничениями, необходима разработка системы опеки и патронажа над такими гражданами. Возникает необходимость внесения дополнений в действующий Гражданский кодекс Республики Беларусь и Кодекс Республики Беларусь о браке и семье.
- Внесение изменений в систему контроля за действиями опекуна/попечителя, что бы избежать злоупотреблений с его стороны, либо со стороны третьих лиц.
- Создание отделений сопровождаемого проживания на базе территориальных центров социального обслуживания населения, а также на базе общественных организаций в рамках государственного социального заказа.
- Сокращение количества проживающих в психоневрологических интернатах – переход к малым формам проживания.
Елена Титова
председатель Центрального Совета ОО «БелАПДИиМИ»
Конт.тел. +375 29 3222 509