Братья и сестры людей с особенностями развития
Братья и сестры останутся рядом с людьми с особенностями развития дольше, чем кто-либо. Ни один другой ребенок не оказывает такого влияния на развитие ребенка с особенностями, как это делает его брат или сестра. На протяжении всей жизни особые дети будут прежде всего копировать поведение сестер и братьев. Именно братья и сестры, а не родители, и уж конечно не специалисты, дольше всего будут заботиться о них.
И им тоже нужна поддержка. На протяжении всей жизни братья и сестры делят с родителями все тревоги и трудности, справляются с социальной изоляцией, недостатком информации, чувством вины, их точно так же пугают мысли о будущем, они помогают родителям ухаживать за своими особыми братьями и сестрами.
Но кроме того, братья и сестры людей с особенностями развития сталкиваются и со своими специфическими проблемами. Они вынуждены справляться с чувством обиды, отвечать на бесконечные вопросы сверстников, справляться с давлением и необходимостью соответствовать завышенным требованиям, которые предъявляют к ним родители, а порой и они сами.
«Не решайте ничего за нас» или право на личную жизнь.
Братья и сестры особых детей имеют право на личную жизнь. В разное время они принимают разное участие в жизни родных. Ни родители, ни учителя не должны возлагать на них никаких обязательств, не обсудив предварительно с ними эту идею.
Право на разные чувства.
Как и родители, братья и сестры людей с особенностями развития часто испытывают по отношению к ним целый спектр противоречивых эмоций. Все члены семьи, терапевты и педагоги, которые работают с ребенком, должны об этом помнить и знать. И, конечно, необходимо признавать право братьев и сестер переживать, чувствовать тревогу и подавленность. Поскольку большинство братьев и сестер дольше всех будут рядом с людьми с особенностями развития, им предстоит пережить целый калейдоскоп самых разных чувств по отношению к своим близким. И было бы здорово, если бы родители и терапевты постарались узнать больше об этих чувствах.
Право не соответствовать завышенным ожиданиям.
Как правило, родители многого ждут от своих детей. А в семьях с особым ребенком их братья и сестры подчас начинают слишком строго к себе относиться. Многим из них кажется, что таким способом они должны компенсировать «особость» своих братьев и сестер. Родители могут помочь детям справиться со сложившейся ситуацией, не требуя от них слишком многого и оказывая им безусловную поддержку во всех начинаниях.
Право вести себя так же, как их обычные сверстники.
Родителям тяжело видеть, как их дети дразнятся, обзываются, спорят, словом, всячески конфликтуют, особенно если один из детей — ребенок с особыми потребностями.Но часто такие конфликты — важная часть нормальных взаимоотношений между детьми. Ребенок с синдромом Дауна, выросший вместе с братьями и сестрами, с которыми периодически ссорился, будет более подготовлен ко взрослой жизни, чем его сверстник, который рос единственным ребенком в семье. Когда возникает конфликт, брату или сестре обычно говорят: «Оставь его в покое. Ты больше, сильнее, ты должен быть выше этого. Ты должен идти на уступки». Не стоит забывать, что братья и сестры детей с особенностями развития имеют право честно выражать своих эмоций, и, как и другие их сверстники, могут иногда вести себя дурно, злиться и ссориться.
“Нет” двойным стандартам
В вопросах, которые касаются домашних дел и умения нести ответственность за свои поступки, родители должны предъявлять одинаковые требования ко всем своим детям и нормотипичным и с особенностями. Это не только поможет им стать более независимыми, но и существенно снизит возможные конфликты, из-за двойных стандартов — то что позволено одному, не позволено другому.
Право на общение
Братьям и сестрам особых детей необходимо встречаться с теми, кто находится в такой же жизненной ситуации. Большинство родителей, воспитывающих детей с особенностями развития, не представляют, как бы они справились в одиночку, не имея возможности обмениваться опытом с другими семьями. Такое же общение необходимо и их здоровым детям.Им важно знать, что они не одиноки, и им есть с кем поделиться своими радостями и горестями.Некоторые организации создают специальные группы для общения сиблингов,с курирующим их психологом,если таких нет – вы также можете попробовать и сами создать условия для такого общения ребят, которые находятся в похожих ситуациях («Sibling Support Project» объединяет около 200 организаций, проводит специальные тренинги, а также помогает всем желающим создать такую группу).
Право на информацию
Особые братья и сестры нуждаются в информации о состоянии своего брата или сестры. На протяжении всей жизни у братьев и сестер детей с особенностями развития возникают все новые и новые вопросы о расстройстве, которым страдают их близкие, о том, как нужно за ними ухаживать и чего можно ожидать в будущем. Родителям и специалистам, которые работают с ребенком, следует вовремя рассказывать им об этом.
Братья и сестры особых детей точно так же как родители боятся того, что ждет их в будущем. Уже в раннем возрасте они начинают понимать, что в будущем они должны будут заботиться о своих особых близких, и переживать из-за этого. Родители могут помочь детям справиться с переживаниями, если будут привлекать их к планированию будущего особых братьев и сестер, прислушиваться к их мнению, прорабатывать запасные варианты, и всегда помнить, что с течением времени отношение детей к ответственности за жизнь их особых братьев и сестер обязательно будет меняться.
Только тогда, когда братья и сестры особых детей будут понимать, что с ними считаются, и что родители в равной степени заботятся и об их благополучии, они будут воспринимать будущие обязанности как собственный выбор, а не как повинность.
Братья и сестры детей с особенностями развития должны понимать, как и когда их близким потребуется их участие, как долго, каким образом, и в какой степени они будут принимать участие в жизни своих особых братьев и сестер в будущем.
Право на распределение обязанностей.
Братья и сестры особых детей должны делить обязанности по уходу за близкими поровну. Когда встает вопрос о том, кто будет заботиться о престарелых родителях, то, как правило, эти заботы берут на себя дочери. Точно так же кажется естественным, что именно женщины, сестры, принимают на себя заботы о братьях и сестрах с особенностями развития, когда родители уже не в силах это делать. Но все же следует всерьез рассмотреть вопрос разделения ответственности за будущее детей с особенностями развития в равной степени между их братьями и сестрами.
Право на внимание родителей
Братьям и сестрам особых детей необходимо, чтобы некоторое время родители посвящали только им. Дети должны помнить, что для родителей они важны сами по себе. Родителям следует уделять качественное внимание каждому из своих детей, найти время сходить с ребенком в кафе, или просто побродить в торговом центре, тем самым как бы говоря ему: «Я здесь, с тобой». Кроме того, это прекрасная возможность обсудить с ребенком массу важных вопросов.
Достижения и важные события в жизни особых братьев и сестер не должны оставаться незамеченными. Были случаи, когда родители не могли прийти на выпускной вечер своих детей, многие из которых были отличниками, поскольку не могли оставить их брата или сестру с особенностями развития. В некоторых случаях уже выросшие братья и сестры были вынуждены откладывать даже собственную свадьбу, поскольку в это время требовалась помощь их братьям и сестрам . Однако, никакая «особость» одного ребенка не должна перевешивать важность достижений и событий в жизни другого.
Источник: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап»